Методы стимулирования

Поощрение - это стимулирование деятельности воспитанников с помощью положительной оценки их поведения. Без стимулирования поведения и деятельности воспитание невозможно вообще, ибо в основе его (воспитания) - формирование условных рефлексов как ответных реакций на воздействие среды.

В качестве поощрений в педагогическом процессе используются одобрение, похвала, благодарность, поручение почетных обязанностей, награда. Каждый из этих видов поощрения применяется в разнообразных формах в зависимости от складывающейся педагогической ситуации (возраст, индивидуальные особенности воспитанника, положение в коллективе и др.).

В качестве основных требований к использованию поощрения в воспитании можно сформулировать следующие:

- поощрять следует за действительные успехи (правда, следует помнить, что эти действительные успехи выражаются для воспитанника не всегда в регистрируемом повышении уровня обученности - воспитанности, но и в изменении мотива, в затраченных усилиях и др.);

- поощрение должно быть применено своевременно;

- воспитанник должен понимать и принимать поощрение как стимулирование его дальнейшей деятельности;

- поощрение должно находить поддержку коллектива, ближайшего окружения;

- нужно учитывать возрастные и индивидуальные особенности воспитанников, особенности их положения в коллективе, специфику взаимоотношений с воспитателем;

- не следует поощрять часто одних и тех же.

Наказание - это торможение и коррекция неправильного поведения воспитанников с помощью отрицательной оценки их действий. В воспитании школьников применяются такие виды наказаний, как порицание, замечание, выговор, ограничение в правах, лишение почетных обязанностей, приказание встать у парты, удаление с урока, перевод в другой класс, исключение из школы. Наказание может выражаться и в форме приказания устранить последствия проступка (форма естественных последствий).

Основными требованиями к этому методу являются следующие:

- понятность наказания воспитаннику;

- наказание не унижает достоинства личности;

- наказание не приносит физических страданий, недопустимо применение физических наказаний;

- наказание соразмерно проступку и разрешает конфликт до конца;

- смысл и необходимость наказания понятны коллективу и поддерживаются им;

- учитывается временное психическое состояние наказуемого, его положение в коллективе, характер взаимоотношений с воспитателем;

- наказание не следует применять часто, при его применении нужно учитывать возрастные и индивидуальные особенности воспитанников;

- наказание вызывает чувство вины и раскаивания в проступке, стремление в будущем вести себя иначе.

Соревнование - это возбуждение у воспитанника стремления и его реализация достигнуть в деятельности более высоких по сравнению с другими результатов. Используя этот метод, воспитатель

опирается на естественное стремление детей к состязательности, достижению первенства. Соревнование позволяет внести эмоциональную приподнятость в жизнь коллектива, сделать привлекательной малоинтересную работу (путем введения в том числе элементов игровой деятельности: облечение содержания в фантастические сюжеты, разделение группы на команды с привлекательными названиями и знаками отличия и т.п.).

Сформулируем некоторые общие условия педагогической эффективности соревнования:

- увлеченность воспитанников идеей соревнования;

- привлечение воспитанников к разработке условий соревнования;

- сравнимость результатов выполняемой деятельности;

- тщательный учет хода и результатов соревнования в соответствии с разработанными условиями;

- возможность для каждого участника добиться успеха, проявить свои способности, инициативу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: