Основы факторного анализа на основе индексного метода

Индексный метод позволяет не только характеризовать изменение сложного явления, но и изучать влияние на него отдельных факторов.

Изучаемый показатель почти всегда можно выразить как произведение влияющих на него показателей - индексной системы.

Выручка = цена × объем

Цена = себестоимость × уровень наценки

Объем = средняя производительность рабочего ×количество рабочих

И т.д.

В отечественной статистике принято следующее правило при построении индексных систем: качественный показатель ставят на первое место. В приведённых выше примерах индексных систем это правило соблюдается. Рассмотренные системы являются двух факторными (выделено два влияющих фактора). Но показатель-результат может зависеть от трех, четырех и более факторов. В результате образуются трехфакторные, четырехфакторные и т.д. системы.

Основной схемой факторного анализа индексных систем является последовательно-цепной метод, основные принципы которого заключается в следующем:

1) на первом месте располагают качественный фактор;

2) Изменение показателя-результата под влиянием всех факторов определяется с помощью индекса показателя-результата

3) при определении индекса, характеризующего изменение результата под влиянием отдельного фактора на результат:

a. значения изучаемого фактора за отчетный и базисный период сохраняются;

b. все факторы до него сохраняются в числителе и знаменателе на уровне базисного периода,

c. все факторы после него сохраняются в числителе и знаменателе на уровне отчетного периода.

4) Произведение индексов влияющих факторов равно индексу результата

5) Сумма абсолютного изменения результата складывается из абсолютных изменений результата под влиянием каждого из факторов.

Например, имеется индексная система

pq = p×q = z×тн× ×T

где

pq – выручка, p – цена, q – объем продаж, z- закупочная цена, тн – уровень торговой наценки, – средний объем продаж одного продавца, T – количество продавцов.

Выручка – это результат, p, ,T – влияющие факторы.

pq1, тн1, z1, 1,T1 – значения показателей в отчетном периоде;

pq0, тн0, z0, 0,T0 – значения показателей в базисном периоде;

1. – индекс изменения выручки под влиянием всех факторов,

2. – абсолютное изменение выручки под влиянием всех факторов,

3. – индекс изменения выручки под влиянием изменения только закупочной цены,

4. – абсолютное изменение выручки под влиянием изменения только закупочной цены,

5. – индекс изменения выручки под влиянием изменения только торговой наценки,

6. – абсолютное изменение выручки под влиянием изменения только торговой наценки,

7. – индекс изменения выручки под влиянием изменения только объема продаж одного продавца,

8. – абсолютное изменение выручки под влиянием изменения только среднего объема продаж одного продавца,

9. – индекс изменения выручки под влиянием изменения только количества продавцов,

10. – абсолютное изменение выручки под влиянием изменения только количества продавцов.

× ×



Рассмотрим расчет индексов на примере.

Виды продукции, ед.изм. Объем продаж в натуральных единицах измерения Цена за единицу, руб. Выручка в отчетном периоде Выручка в базисном периоде Промежуточные расчеты
qo q1 p0 p1 p1q1 p0q0 p0q1 p1q0
          6=3*5 7=2*4 8=3*4 9=2*5
А, кг         500*140= 70 000 500*150 = 75 000 500*150 = 75 000 500*140 = 70 000
Б, метр         240*110= 26 400 200*100 = 20 000 240*100 = 24 000 200*110 = 22 000
В, шт         420*300= 126 000 600*250 = 150 000 420*250 = 105 000 600*300 = 180 000
ИТОГО 1 300 1 160       222 400   245 000   204 000   272 000

1. Агрегатный индекс стоимости продук ции =

Вывод: выручка в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом снизилась на 9,2%.

2. Абсолютное изменение выручки = 222 400 – 245 000 = - 22 600 (руб.)

Вывод: выручка снизилась на 22 600 руб.

3. Агрегатный индекс изменения физического объема = = 0,833

Вывод: Под влиянием изменения физического объема продаж (снижения) выручка снизилась на 16,7%

4. Абсолютное изменение выручки под влиянием изменения физического объема = 204 000 – 245 000 = - 41 000.

Вывод: под влиянием снижения объема продаж выручка снизилась на 41 000 руб.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: