Дополнительная. Кочергина В.А Введение в языкознание

Кочергина В.А Введение в языкознание. Гл. 1.

Гируцкий А.А. Введение в языкознание. Гл. IV.

Камчатнов А.М., Николина Н.А. Введение в языкознание. Гл. 1.

Немченко В.М. Введение в языкознание. Гл. 2 (раздел «Фонетика»).

Норман Б.Ю. Теория языка. Вводный курс. §§ 31-33.

Степанов Ю.С. Основы общего языкознания. §§ 21-43.

Лингвистический энциклопедический словарь. Статья «Фонема».

Энциклопедический словарь юного филолога: статья «Артикуляционная классификация звуков речи».

Глисон Г. Введение в дескриптивную лингвистику. М., 2008. Гл. 12-14.

Крысин Л.П. Жизнь слова. М., 1980. С. 18-31.

Кондратов А.М. Звуки и знаки. М., 1978. Гл. «Звук и значение».

Сахарный Л. В. Как устроен наш язык. Гл. 14.

Шайкевич А.Я. Введение в лингви­стику. Гл. 1.

Журавлев А.П. Звук и смысл, М., 1981.

Матусевич М.И. Введение в общую фонетику. М., 1959.


РАЗДЕЛ III.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ЛЕКСИКОЛОГИИ

Тема 1. Слово как номинативная единица языка. Этимология

Темы для докладов

1. Проблема определения слова.

2. Функции и признаки слова.

3. Лексическое значение и его компоненты.

4. Основные понятия этимологии.

Вопросы для обсуждения

1. Проанализируйте определения слова в имеющихся посо­биях и словарях. С чем связана трудность определения слова?

2. Каковы основные признаки слова как номинативной единицы языка? В чем проявляются отличия слова от других единиц языка? Почему слово, в отличие от фонемы, является двусторонней единицей языка?

3. Почему слово называют основной единицей языка? Назовите основные компоненты, образующие слово.

4. В чем состоит различие между знаменательными и служебны­ми словами?

5. Что такое лексическое значение слова? Что такое предметное (денотативное) и стилистическое (коннотативное) значения?

6. Какие виды лексических значений вы можете назвать? Что такое свободное и связанное значения? Приведите примеры.

7. Как вы понимается термин «семантическая структура слова»?

8. Что такое лексема и семема?

9. Каким образом в значении слова отражаются его системные связи?

10. Чем отличается значение слова от его употребления? От чего зависит понимание значения слова в речи?

11. В чем состоит обобщающая функция слова? Чем она обуслов­ливается?

12. В чем проявляется связь слова с понятием и предметом? Как возникает название? Раскройте закономерность обра­зования слова как названия предмета.

13. Что такое мотивирующее значение (внутренняя форма слова)? Чем мотивированные слова отличаются от слов немотивиро­ванных? Почему происходит утрата мотивировки?

14. Каково происхождение термина этимология? С какими науками связана этимология?

15. Что такое деэтимологизация? Перечислите причины деэтимологизации. Приведите примеры. Охарактеризуйте явление ложной этимологии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: