1.Предмет культурологии
2. Науки о культуре.
3.Философия культуры
1.Предмет культурологи
ХХ век привёл к активному взаимодействию наук между собой и появлению новых, в том числе и культурологии.
Культурология –комплекс наук, изучающих культурное поведение человека и общества.
Три познавательные ориентации в культурологии:
1. Историческая (описательная): объективное описание событий без объяснения причин, — история культуры.
2. Научная (объяснительная): объяснение явлений культуры,— науки о культуре.
3. Философская (метафизическая): – определение культурной ценности для человека его внутреннего и внешнего мира; — философия (собственно) культуры; - поиск смысла жизни через ценности.
Предмет культурологии –изучение содержания жизни индивида и общества.
Цель культурологии - понимание как своей, так и другой культуры, определение своего собственного культурно-значимого поведения, осознание собственной культурной ценности.
Задача культурологии - осмысление картины мира.
2. Науки о культуре.
В культурологии проявляется два типа знания: естественнонаучное и социогуманитарное, образующие модель мироздания по отношению к человеку.
1.Естественнонаучный подход.
В Новое время научное мышление отделяется от религиозного. На основании научного мышления появляется инженерия. Уже в Средние века Гуго Сен-Викторский включал в философию механику, п. ч. идея творения, принадлежащая Творцу, по праву передаётся человеку, созданному по «Его образу и подобию» (Библия).
Новое понимание природы как бесконечного источника сил и энергий и использование их на основе научного познания.
Новый тип науки – «естественный», «инженерия» - научные знания используются при решении технических задач (Гюйгенс).
2. Гуманитарный подход – использование научных знаний в нетехнических областях познания. Такой подход позволяет понять другого человека, объяснить культурный или духовный феномен, понять смысл человеческой деятельности. Гуманитарные науки - педагогика, образование, самообразование, критика, художественное творчество, и др.
Знания естественных наук – объективные, фиксирующие вечные законы природы;
Знания гуманитарных наук – рефлексивные знания, знания о знаниях: мысль о мысли, тексты о текстах и т. д.
Два уровня познания:
Эмпирия— описание фактов, феноменов.
Теория— построение идеальных объектов, теоретические знания.
Техническая культура – мир подчиняется законам природы, которые можно познать и поставить на службу человеку.
Гуманитарная культура – отказ от научно-инженерного подхода в отношении жизни человека, общества или природы. Живые субъекты важно понять, услышать, с ними нужно вести диалог, но ими нельзя манипулировать, превращая их в средства.
Формирование двух типов людей с различным видением мира и образом жизни:
а./Инженерно-технический тип, естественно-научный- функциональный, т. е. как направлять знания на пользу человеку;
б./Гуманитарный тип —смысложизненный, т. е. поиск смысла человеческой жизни;
Культурологию изучают разные дисциплины, с разных сторон и по-разному рассматривающие культуру. Особое место среди этих дисциплин занимает антропология.
Антропология – сравнительное изучение человека и общества:
а/Культурная антропология— наука об искусственном, неприродном мире человека.
б/Социальная антропология— изучение социальной жизни человека как «общественного животного» (по Аристотелю).
Три культурологических момента в антропологии:
1.Культурное просвещение;
2. Сохранение обычаев, традиций, привычек и т.п.;
3.Сохранение целостной системы, противополагаемой другим культурным системам.
Необходимо рассматривать все аспекты жизни культуры, т. к. ни один из них нельзя понять и оценить без учёта других (эффект теоремы Гёделя о неполноте).
3.Философия культуры
Культурология рождалась из обобщения эмпирического знания в археологии, этнографии, искусстве, социологии и т. д. Необходимость синтезировать данные этих (и других) наук позволяет говорить о философском характере культурологии.
Для своего понимания культура требует объяснения. Такая объясняющая методика называется герменевтикой (В. Дильтей). Проблема понимания общая и для культурологии и для гносеологии (теория познания в философии). Здесь культура сомкнулась с философией науки. И герменевтика и гносеология, с которыми культурология имеет общие принципы, являются формами философской рефлексии.
Философия культуры это осознание сущности и значения культуры.
Термин «Философия культуры» (культурфилософия—Kulturphilosophie) – введён немецким романтиком В. Мюллером (1794 - 1827).
Проблемы философии культуры впервые осознаются софистами (философская система в Др. Гр.— VI в. до н. э.), показавшими противостояние природного и нравственного (культурного), необходимость возврата к простоте первобытного состояния; первые критики культуры.
Проблему слияния с природой даосизм решает «принципом недеяния», когда человек не совершает поступков, не согласующихся с законами природы.
В христианстве философия культуры — это «теология культуры», где противопоставляются Бог и культура.
Эпоха Возрождения — призыв к подражанию природе по античному образцу.
Главная задача всех форм культуры - создавать всеобщий мир мыслей и чувств человека, мир человечности, «единый космос».
Одним из главных феноменов культуры является философия.
Философия как высшее проявление культуры ориентирована:
Античность (Аристотель) –на идею Блага, Разума, Божества;
Новое время(Ф. Бэкон) –на идею могущества человека над природой;
Постклассическая (современная) –на этические идеи гуманизма.
Современное культурно-философское мышление – инстинкт самосохранения человеческого рода, воля его к жизни, к самоограничению, отказ от форм бытия хотя и привлекательных, но губительных.
Философия культуры признаёт разные культуры и их самоценность, направляет их изучение и исследование, способствует здоровью культуры, т.е. действует культуросообразно.
__