Лекция № 2 теория культуры

1.Предмет культурологии

2. Науки о культуре.

3.Философия культуры

1.Предмет культурологи

ХХ век привёл к активному взаимодействию наук между собой и появлению новых, в том числе и культурологии.

Культурология –комплекс наук, изучающих культурное поведение человека и общества.

Три познавательные ориентации в культурологии:

1. Историческая (описательная): объективное описание событий без объяснения причин, — история культуры.

2. Научная (объяснительная): объяснение явлений культуры,— науки о культуре.

3. Философская (метафизическая): – определение культурной ценности для человека его внутреннего и внешнего мира; — философия (собственно) культуры; - поиск смысла жизни через ценности.

Предмет культурологии –изучение содержания жизни индивида и общества.

Цель культурологии - понимание как своей, так и другой культуры, определение своего собственного культурно-значимого поведения, осознание собственной культурной ценности.

Задача культурологии - осмысление картины мира.

2. Науки о культуре.

В культурологии проявляется два типа знания: естественнонаучное и социогуманитарное, образующие модель мироздания по отношению к человеку.

1.Естественнонаучный подход.

В Новое время научное мышление отделяется от религиозного. На основании научного мышления появляется инженерия. Уже в Средние века Гуго Сен-Викторский включал в философию механику, п. ч. идея творения, принадлежащая Творцу, по праву передаётся человеку, созданному по «Его образу и подобию» (Библия).

Новое понимание природы как бесконечного источника сил и энергий и использование их на основе научного познания.

Новый тип науки – «естественный», «инженерия» - научные знания используются при решении технических задач (Гюйгенс).

2. Гуманитарный подход – использование научных знаний в нетехнических областях познания. Такой подход позволяет понять другого человека, объяснить культурный или духовный феномен, понять смысл человеческой деятельности. Гуманитарные науки - педагогика, образование, самообразование, критика, художественное творчество, и др.

Знания естественных наук – объективные, фиксирующие вечные законы природы;

Знания гуманитарных наук – рефлексивные знания, знания о знаниях: мысль о мысли, тексты о текстах и т. д.

Два уровня познания:

Эмпирия— описание фактов, феноменов.

Теория— построение идеальных объектов, теоретические знания.

Техническая культура – мир подчиняется законам природы, которые можно познать и поставить на службу человеку.

Гуманитарная культура – отказ от научно-инженерного подхода в отношении жизни человека, общества или природы. Живые субъекты важно понять, услышать, с ними нужно вести диалог, но ими нельзя манипулировать, превращая их в средства.

Формирование двух типов людей с различным видением мира и образом жизни:

а./Инженерно-технический тип, естественно-научный- функциональный, т. е. как направлять знания на пользу человеку;

б./Гуманитарный тип —смысложизненный, т. е. поиск смысла человеческой жизни;

Культурологию изучают разные дисциплины, с разных сторон и по-разному рассматривающие культуру. Особое место среди этих дисциплин занимает антропология.

Антропология – сравнительное изучение человека и общества:

а/Культурная антропология— наука об искусственном, неприродном мире человека.

б/Социальная антропология— изучение социальной жизни человека как «общественного животного» (по Аристотелю).

Три культурологических момента в антропологии:

1.Культурное просвещение;

2. Сохранение обычаев, традиций, привычек и т.п.;

3.Сохранение целостной системы, противополагаемой другим культурным системам.

Необходимо рассматривать все аспекты жизни культуры, т. к. ни один из них нельзя понять и оценить без учёта других (эффект теоремы Гёделя о неполноте).

3.Философия культуры

Культурология рождалась из обобщения эмпирического знания в археологии, этнографии, искусстве, социологии и т. д. Необходимость синтезировать данные этих (и других) наук позволяет говорить о философском характере культурологии.

Для своего понимания культура требует объяснения. Такая объясняющая методика называется герменевтикой (В. Дильтей). Проблема понимания общая и для культурологии и для гносеологии (теория познания в философии). Здесь культура сомкнулась с философией науки. И герменевтика и гносеология, с которыми культурология имеет общие принципы, являются формами философской рефлексии.

Философия культуры это осознание сущности и значения культуры.

Термин «Философия культуры» (культурфилософия—Kulturphilosophie) – введён немецким романтиком В. Мюллером (1794 - 1827).

Проблемы философии культуры впервые осознаются софистами (философская система в Др. Гр.— VI в. до н. э.), показавшими противостояние природного и нравственного (культурного), необходимость возврата к простоте первобытного состояния; первые критики культуры.

Проблему слияния с природой даосизм решает «принципом недеяния», когда человек не совершает поступков, не согласующихся с законами природы.

В христианстве философия культуры — это «теология культуры», где противопоставляются Бог и культура.

Эпоха Возрождения — призыв к подражанию природе по античному образцу.

Главная задача всех форм культуры - создавать всеобщий мир мыслей и чувств человека, мир человечности, «единый космос».

Одним из главных феноменов культуры является философия.

Философия как высшее проявление культуры ориентирована:

Античность (Аристотель) –на идею Блага, Разума, Божества;

Новое время(Ф. Бэкон) –на идею могущества человека над природой;

Постклассическая (современная) –на этические идеи гуманизма.

Современное культурно-философское мышление – инстинкт самосохранения человеческого рода, воля его к жизни, к самоограничению, отказ от форм бытия хотя и привлекательных, но губительных.

Философия культуры признаёт разные культуры и их самоценность, направляет их изучение и исследование, способствует здоровью культуры, т.е. действует культуросообразно.

__


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: