Партнером по взаимодействию.
32. Технология предупреждения конфликтов 417
были примерно на одном уровне. Оба должны либо стоять, либо сидеть.
Категоричная
В процессе общения
Желательно избегать крайних,
Жестких, категоричных по
Форме оценок любых
Аспектов обсуждаемых
Проблем, тем более позиции
И личности партнера.
форма высказываемых суждений способствует обострению ситуации общения. Во-первых, категоричность суждений — признак незрелости ума. Во-вторых, крайние оценки часто ошибочны и несправедливы. В-третьих, безапелляционное мнение вызывает у собеседника желание оспорить его, даже если оно по существу правильное.
^^ 32.3. Психология конструктивной критики
Часто поводом к конфликту служат критика руководителем работы и поступков подчиненного, критические высказывания по отношению к коллеге по работе, члену семьи и т.д. Поэтому важно, чтобы критика носила позитивный, конструктивный характер. Критикуя другого, необходимо соблюдать ряд правил.
А. Что нужно сделать, прежде чем критиковать?
^' '. _-..'..._—....... II I. • -II 11. и._ in i^
Выяснить, нельзя ли исправить дело без критики. Определить, кому выгодно наличие недостатков. Определить цели критики. (Критика — не самоцель, а средство улучшения жизни.)
Выяснить отношение критикуемого к его ошибкам: возможно, уже это окажется достаточным для исправления дела. Знать, как обычно реагирует на критику критикуемый, и в соответствии с этим выбирать форму критики.
Точно знать, что произошло и каковы последствия плохого выполнения работы.
Для критического анализа не должно быть закрытых зон и неприкосновенных лиц. Выслушать позицию критикуемого до конца. Изложить свое понимание того, что будете критиковать.
Конфликтология
418 W7. Основы предупреждения конфликтов Б. Структура конструктивной критики:
Указание на суть недостатков, тормозящих работу.
Указание на основного виновника негативного результата.
Выявление других людей, причастных к ошибкам.
Анализ условий, которые способствовали сбою в работе.
Указание на людей, причастных к созданию таких условий.
Выяснение психологических причин, приведших человека к тому, что
Он допустил промахи в работе.
Квалификация самого недостатка по критериям: повторяемости,
Значимости, последствиям.
Прогнозирование последствий, вытекающих из критикуемого события
(для коллектива, для критикуемого и т.д.).
Определение пострадавших от ошибок и тех, кто будет исправлять их.
Сочетание оценки с ответственностью за ошибки.
Конкретные предложения о путях ликвидации недостатков.