1)метаболизм плана содержания(изменяется содержание грамматического признака)
А)изменяется значение словоизменительной категории. Экспонент сохраняется
Студент - ед.число
Студент должен освоить за год то-то - тут ед.число употребляется вместо множественного
А что на это скажет читатель?
У глагола одно время может употребляться вместо другого.
Иду это я вчера…
Будущее совершенного вида вместо прошедшего -
Впоследствии он еще раз вернется к этой теме
Будущее совершенного вида вместо общего времени (передается настоящим)
Что посеешь, то и пожнешь… и все пословицы
Будущее для обозначения смены событий
Буря мглою небо кроет….
То как зверь она завоет
Повелительное наклонение сов.вида обозначает неожиданную смену событий в прошедшем
Он возьми и пригласи меня
Б) изменяется постоянный грамматический признак, присущий данному слову – рода,переходности глагола,одушевленности существительного
В няньки я тебе взяла
Ветер, солнце и орла
|
|
Ветра,спрашивает мать.
Ветер становится одушевленным
2 тип метаболизма – это когда содержание признака неизменно, а изменяется внешнее выражение признака. Экспонент 1 превращается в эксп. 2 за счет этого превращения накапливается дополнительно сумма стилистического значения и коннотации. Ну примеры
А) когда в обиход автор вводит дефектную форму. У победить нету первого лица будущего времени единственного числа. Автор может ее сделать, преодолевая барьер дефектности языка.
Высоцкий – чуду-юду я и так победю.
Нимфа – не имеет мужского рода. (3 нимфа переглянулись и громко вздохнули.)
Б) преобразуются обычная для слова модель словоизменения.
Пример.
Чудо-юдо – чуду юду.
Преисполнилось светами лиловое дно. руки повисли как жерди в густые мраки.
Билет 6 вопрос 2 Стилистические фигуры плана содержания (фигуры образованные на основе ассоциативных связей по смежности.
ТЕМА: Метаболизм плана содержания языкового знака. До – плана выражения.
(экспонент) – означаемое исходное в процессе стилистической деятельности преобразуется в означаемое производное переносное (коннотация).
Большинство фигур плана содержания – тропы. Во тропос – поворот значения.
Пример: тиха печальна молчалива как лань лесная боязлива.
Лань лесная à животное à Татьяна.
Ассоциация: основы мыслительной деятельности в основе стилистических фигур
По сходству, по различным связям (смежность), по несходству (различиям).
- По сходству. Сравнение. Давать определение смешно. При создании фигуры две ситуации. Связь может быть на достаточно широком пространстве. Однако ограниченность есть. Небо голубое как апельсин – отрицание, ирония. Ирония – фигура неподобия. Он богат как Крез. Союзы: как будто, точно, подобно тому как. Лексич: подобнуй тому, сравнимый. Пример: иль ты приснилась мне. Эпитеты: гулкая рань.
Метонимиеские фигуры.
|
|
4 случай: исходно означаемая емкость – содержимое емкости. Туристы съели по три тарелки.
Исходное музыкальный инструмент Человек. Контрабас пил чай в прикуску.
А Петербург неугомонный уж барабаном пробужден.
Пушкин. Их села и нивы за буйный набег обрек он мечам и пожарам.
Нас провожали улыбки
Над сопровождал смех
И ты воздашь моей могиле то что я сделал для твоей колыбели
Синекдоха. Это фигура образованная переносом с исходного на производное на основе ассоциативной связи часть-целое, или целое – часть.
- Часть вместо целого. Мы шли мимо детских личиков, провожающих нас взглядом.отряд в двести штыков. И слышно было на рассвете, как ликовал француз.
- Целое вместо часи. Его зарыли в шар земной. А был он лишь солдат. Смертные часто не задумываются о смерти. Души задушены Сибирьей саваной.
Металепсис – выражение одной ситуации через другую, так или иначе с ней связанную, но не подобную.
- Действие обозначается по предшествующему. Противники взялись за оружие.
- Противники преломили копья
- а: меняется позиция определения и обстоятельства. Месяц бледно луч наводит на печальное лицо.б: наоборот. Главы их падут под утренней секирой. С вида на род. Гипонимизация. В: с рода на вид. Гиперонимизация.