Словарь. Абсолютные конфликты — конфликты, в которых борьба ведется до полного уничтожения одного или обоих соперников

Абсолютные конфликты — конфликты, в которых борьба ведется до полного уничтожения одного или обоих соперников.

Авторитет — общепризнанное значение, влияние, которым пользуется человек, группа, институт или организация; способность обеспечить послушание без насилия.

Агрессия — индивидуальное или коллективное поведение, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба или уничтожение другого человека, группы людей и больших социальных общностей.

Актор — активно действующий субъект.

Вертикальные политические конфликты — конфронтация проходит по линии «власть — общество». Существует два вида вертикальных политических конфликтов: а) статусно-ролевые, в основе которых лежит борьба за повышение личностного и группового статуса и роли в политической структуре; б) режимные конфликты, целью которых является свержение или радикальное изменение существующего политического строя.

Власть — способность и возможность оказывать определяющее воздействие на людей с помощью каких-либо средств (авторитета, силы или угрозы применения силы и др.)

Внеформальная организация — спонтанно возникающая система связей, отношений, деятельности, направленная на решение организационных задач формальной организации способами, отличными от предписанных.

Восприятие межличностное — восприятие, понимание и оценка человека человеком, включает следующие механизмы: 1) идентификацию; 2) социально-психологическую рефлексию; 3) эмпатию; 4) стереотипизацию.

Враждебность — фиксированная психологическая установка, готовность к конфликтному поведению.

Генезис конфликта — момент зарождения, возникновения и последующий процесс развития конфликта.

Горизонтальные политические конфликты — борьба за власть и властные полномочия в рамках существующего режима, например, между исполнительной и законодательной ветвями власти.

Десоциализация — «вытеснение» индивида или социальной группы из собственной культуры.

Децентрация — механизм преодоления эгоцентризма личности, в основе которого лежит способность субъекта к принятию роли другого человека.

Дискуссия — обсуждение спорного вопроса.

Диагностика конфликта, — исследование конфликта с целью определения его основных характеристик.

Доминирование — иерархия социальных отношений, предполагающая борьбу за приоритетные позиции.

Забастовка — коллективное прекращение работы или отказ от участия в регламентированной трудовой деятельности, организованные работниками с целью защиты своих экономических, социально-политических и иных интересов.

Индивидуальный порог толерантности — определенный предел роста психологического напряжения, после которого индивид вступает в конфликт или впадает в фрустрацию.

Идентификация — процесс эмоционального и иного самоотождествления личности с другим человеком, группой, образцом.

Институционализированный конфликт — конфликт, в котором оговорены нормы и правила ведения борьбы и существуют четкие механизмы его завершения.

Интерес (от лат. interest — имеет значение, важно) — реальная причина социальных действий.

Инцидент — формальный повод для начала непосредственного столкновения сторон в конфликте.

Катарсис — освобождение от агрессивных импульсов, путем направления их на различного рода эрзац-объекты (куклы-противники, участие в спортивной борьбе и др.).

Компромисс — метод урегулирования социальных конфликтов, основанный на взаимных уступках сторон.

Конкуренция — один из видов социального конфликта (особый вид борьбы), целью которого является получение прибыли, доступа к дефицитным благам и другой выгоды.

Консенсус — метод урегулирования социальных конфликтов, ориентированный на совместное решение проблемы.

Конгруэнтность — адекватная эмоциональная реакция личности на конфликтную ситуацию.

Конфликт социальный — столкновение взаимоисключающих потребностей, интересов, ценностей.

Конфликт политических культур — столкновение различных политических ценностей, норм, обычаев, традиций, способов политического поведения и целей политического развития (политических образов жизни).

Конфронтация — противостояние (военное, политическое, социально-психологическое и др.) между социальными субъектами (индивидами, группами, партиями, идейными течениями, институтами, этносами, странами).

Кризис социально-политический — резкое обострение социально-политических противоречий, в результате которого нарушается стабильность и нормальное развитие общества.

Лидер — член группы, оказывающий существенное влияние на сознание и поведение остальных участников в силу своего личного авторитета (неформальный лидер) или занимаемой должности (формальный лидер).

Лидерство — способ воздействия на группу, основанный на личном авторитете, признании личности лидера.

Личность — человек, обладающий устойчивой системой социально значимых черт, обусловленных существующей системой общественных отношений, культурой и биологическими особенностями индивида.

Ложный конфликт — субъект (субъекты) воспринимают ситуацию как конфликтную, хотя реальных причин для конфронтации нет.

Маргиналы — неадаптивные, неприспособившиеся к социальным условиям люди.

Межличностные конфликты — столкновение личностей в процессе их взаимоотношений, причиной которого является несовместимые (взаимоисключающие) потребности, интересы, ценности, цели или личные антипатии.

Межролевой конфликт — ситуация противоречия между требованиями разных социальных ролей, исполняемых личностью.

Мотивация — влечение или потребность, побуждающие нас действовать с определенной целью.

Насилие — в узком смысле насилие ассоциируется с нанесением человеку физических и моральных травм; в широком смысле под насилием понимаются любые формы принуждения в отношении других индивидов и социальных групп.

Неверно приписанный конфликт — конфликт, в котором истинны и «виновник» (субъект) конфликта находится «за кулисами» противоборства, а в конфликте задействованы участники, не имеющие непосредственного отношения к конфликту.

Ненависть — стойкое отрицательное чувство человека, направленное на явление, противоречащее его потребностям, интересам, ценностям.

Неосознанный внутриличностный конфликт — внутриличностный конфликт, в основе которого лежат любые не полностью разрешенные в прошлом конфликтогенные ситуации, о которых мы уже забыли, но они существуют в нас на бессознательном уровне и воспроизводятся непроизвольно в аналогичных прошлым обстоятельствах.

Несовместимость межличностная — взаимное неприятие (антипатия) партнеров по общению и совместной деятельности, основанное на совпадении (противостоянии) ценностных ориентации, темпераментов, психофизических реакций, индивидуально-психологических характеристик индивидов.

Неформальная организация — спонтанно возникающая общность людей, на основе личного выбора.

Нормы групповые — правила регуляции поведения членов группы, выработанные в результате совместной групповой деятельности и общения.

Неудовлетворенность — негативное восприятие (оценка) тех или иных факторов, событий, складывающихся обстоятельств, тенденций развития и т. д.

Объект конфликта — конкретная причина, мотивация, движущие силы конфликта (то, из-за чего возник конфликт).

Окружающая среда в конфликте состоит из физической среды {географических, климатических, экологических и других факторов) и социальной среды (определенных социальных условий, в которых развивается конфликт).

Поведение конфликтное — действия, направленные на противостоящую сторону с целью захвата, удержания спорного объекта или принуждения оппонента к отказу от своих целей или к их изменению.

Политическая культура — ценностно-нормативная система знаний, представлений, ориентации в мире политики о законах и правилах функционирования политической системы, способах политической жизни.

Политический конфликт — столкновение политических субъектов по поводу власти и властных отношений.

Посредничество — процесс, содействующий межличностным, межгрупповым и межгосударственным переговорам.

Потенциальный конфликт — реальные основания для возникновения конфликта, но пока одна или обе стороны в силу тех или иных причин (например, из-за недостатка информации) еще не осознали ситуацию как конфликтную.

Потребности — нужда в чем-либо, объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития человека, группы общества; внутренний побудитель активности.

Предконфликтная ситуация — рост социальной напряженности в отношениях между потенциальными субъектами конфликта, вызванный определенными противоречиями.

Представление — образ ранее воспринятого предмета или явления, или созданный продуктивным воображением.

Проекция — осознанный или бессознательный перенос субъектом собственных мыслей и побуждений на других.

Противоборство — действие, направленное друг против друга.

Прямое насилие — непосредственное воздействие субъекта на объект с целью нанесения ему ущерба и/или ограничения действий.

Разрешение конфликта — снятие противоречий, вызвавших конфликт, и установление нормальных отношений между противоборствующими \сторонами.

Ранг — звание, чин, разряд, категория. В социальной конфликтологии определяется по принципу «высший» — «низший» и предполагает заведомо более или менее выгодную позицию, занимаемую одним из субъектов конфликта по отношению к противоборствующей стороне.

Регрессия (в психике человека) — негативный защитный механизм (бегство от ситуации). Регрессия не решает проблему, ситуация остается и вся энергия конфликта, не нашедшая выхода вовне, направляется на разрушение самой личности.

Режимный (радикальный) политический конфликт — борьба за смену (сохранение) политической системы.

Ресоциализация — вынужденная (насильственная) интеграция индивида или социальной группы в другую культуру.

Риск — ситуативная характеристика деятельности, состоящая в неопределенности ее исхода и возможных неблагоприятных последствиях в случае неудачи.

Ригидность (в психологии) (от лат. — жесткий, твердый) — трудности в перестройке восприятия и представлений в изменившейся ситуации, отсутствие гибкости в поведении.

Сила в социальном конфликте — возможность и способность сторон конфликта реализовать свои цели вопреки противодействию противника (оппонента).

Символы победы и поражения в конфликте — достижение определенных целей (в конфликте, в результате которых победа одной и поражение другой стороны становится общепризнанным фактором, например, захват столицы противника).

Случайный конфликт — конфликт, возникший по недоразумению или случайному стечению обстоятельств.

Смещенный конфликт — конфликт, возникший на ложном основании, когда истинная причина скрыта.

Смута — неясно выраженное недовольство существующим положением вещей.

Соперничество — борьба за признание личных достижений со стороны общества, коллектива, группы.

Социализация — процесс усвоения индивидом (группой) образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для успешной жизнедеятельности в данном обществе.

Социальная напряженность — психологическое состояние людей, причинами которого является неудовлетворенность существующим положением дел или ходом развития событий. Наиболее характерными формами проявления социальной напряженности являются групповые эмоции.

Социально-трудовой конфликт — столкновение субъектов, действующих в среде трудовых отношений, вызванное противоположностью интересов.

Социально-политический конфликт — конфликт между большими социальными группами, затрагивающий политические отношения, и (или) для решения которого необходимы политические методы урегулирования.

Социальное партнерство — один из методов регулирования трудовых отношений и конфликтов путем достижения взаимоприемлемых соглашений между работниками (профсоюзами) и предпринимателями (союзом предпринимателей) через взаимные уступки и конфликты.

Спор — разногласия по поводу нахождения наилучшего варианта решения совместных проблем.

Стагнация — потеря способности к развитию.

Статус социальный — общее положение личности или социальной группы в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей.

Статусно-ролевая политика — борьба за повышение личного и группового статуса и роли в политической структуре общества (за место в иерархии политической власти).

Стачка — стихийная забастовка как разрядка социально-психологической напряженности. Поводом для стачки может стать тот или иной конфликтный инцидент.

Стереотип — относительно устойчивый и упрощенный образ социального объекта (человека, группы, явления и т. д.).

Стереотипизация — восприятие и оценка другого путем распространения на него характеристик какой-либо социальной группы.

Стресс — состояние психического (эмоционального) напряжения, возникающее у человека в сложных (экстремальных) ситуациях. Стресс может оказывать как положительное, мобилизующее воздействие, так и отрицательное. Во втором случае часто употребляется понятие «дистресс».

Структура конфликта — совокупность устойчивых элементов конфликта, образующих целостную систему.

Структурное насилие — создание определенных условий (структуры), ущемляющих потребности и интересы людей (например, эксплуатация человека человеком в обществе).

Толерантность — терпимость к чужому образу жизни, мнению, поведению, ценностям и т. д.

Трудовой коллектив — формальная общность людей, объединенных совместной трудовой деятельностью для достижения определенных целей (производство продукции, ремонт зданий и т. д.).

Урегулирование конфликта — снятие остроты противоборства сторон, которое не устраняет причин конфликта.

Установка — готовность, предрасположенность субъекта к определенной ситуации; определенная направленность проявлений психики и поведения субъекта; готовность к восприятию будущих событий.

Установка конфликтная — предрасположенность и готовность действовать в предполагаемом конфликте определенным образом. Она включает цели, ожидания и эмоциональную ориентацию сторон.

Установка социальная — предрасположенность, готовность действовать определенным образом в определенных ситуациях.

Фрустрация — психическое состояние человека, вызываемое непреодолимыми трудностями, возникшими на пути к достижению цели; переживание неудачи.

Эволюция конфликта — процесс постепенного, непрерывного развития конфликта от простых к более сложным формам.

Экстернал — человек, склонный приписывать всему происходящему в его жизни внешние причины (судьба, случай, окружающая среда).

Эмпатия — постижение эмоционального состояния, проникновение в переживания другого человека (сопереживание).

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................... 3

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ОБЩАЯ ТЕОРИЯ КОНФЛИКТА....................................... 5

Глава I. КОНФЛИКТ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ...................................................................................................................... 5

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЕ, МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ И ГРУППОВЫЕ КОНФЛИКТЫ.................................................................................................. 21

Глава II. ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ................................ 21

Глава III. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ..................................... 29

Глава IV. СУПРУЖЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ............................................ 38

Глава V. КОНФЛИКТЫ В СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ 45

Глава VI. ГРУППА И КОНФЛИКТЫ...................................................... 63

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫЕ КОНФЛИКТЫ..................... 75

Глава VII. КОНФЛИКТ В ОРГАНИЗАЦИИ........................................... 75

Глава VIII. СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫЕ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ 88

И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ............................. 88

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ. МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ 97

Глава IX. МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ...................................... 97

Глава X. ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ......................................... 106

Глава XI. НАСИЛИЕ В КОНФЛИКТАХ............................................... 112

Приложения.................................................................................................... 120

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМАМ............................................. 120

ПРОГРАММА КУРСА «КОНФЛИКТОЛОГИЯ»................................. 135

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ................................................. 140

СЛОВАРЬ................................................................................................ 146

Учебное издание

Козырев Геннадий Иванович

ВВЕДЕНИЕ В КОНФЛИКТОЛОГИЮ

Учебное пособие для студентов высших учебных заведений

Зав. редакцией В. А. Салахетдинова

Редактор Т. И. Терентьева

Зав. художественной редакцией И. А. Пшеничников

Компьютерная верстка А. Т. Дудов

Корректор Л. С. Верещагина

Лицензия ИД № 03185 от 10.11.2000.

Гигиеническое заключение

№ 77.99.2.953.П.13882.8.00 от 23.08.2000 г.

Сдано в набор 25.01.99. Подписано в печать 11.05.99.

Формат 60x90/16. Печать офсетная. Усл. печ. л. 11,0.

Доп. тираж 50 000 экз. (1-й завод 1-10000 экз.).

Зак. № 556.

«Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС».

117571, Москва, просп. Вернадского, 88,

Московский педагогический государственный университет.

Тел. 437-11-11, 437-25-52, 437-99-98; тел./факс 932-56-19.

E-mail: vlados@dol.ru

http://www.vlados.ru

Республиканская ордена «Знак Почета»

типография им. П.Ф. Анохина.

185005, Петрозаводск, ул. «Правды», 4.


1 Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта. // Социологические исследования, 1994. - № 5. - С. 144.

1 См.: Бородкин Ф. М., Коряк Н. М. Внимание: конфликт! — Новосибирск, 1984. — С. 13.

1 См.: Александрова Е. В. Социально-трудовые конфликты: пути разрешения. — М., 1993.-C, 13.

1 См.: Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. — М, 1995. — С. 90—91.

2 Там же. С. 103.

3 Амелин В. Я. Социология политики. — М., 1992. — С. 149.

1 Запрудский К). Г. Внутри конфликта. // Социологические исследования, 1993. — № 7. - С. 57.

1 См.: Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения. — М., 1992. — С. 28.

2 См.: Васильева Е. И. Институционализация социального конфликта: Современный опыт США// Социальные конфликты... — М., 1994. Вып. 6. — С. 137.

3 См.: Введение в теорию международного конфликта. — М., 1996. — С. 96.

1 Запрудский Ю. Г. Внутри конфликта. // Социологические исследования. — 1993. -№ 7. - С. 52.

1 Конфликтные ситуации в трудовых коллективах и методы их разрешения. — Л., 1990. - С. 7.

1 Шостром Э. Анти-Карнеги, или человек-манипулятор. — Минск, 1992. — С. 73.

1 Робер М. А., Титман Ф. Психология индивида и группа. — М, 1988. — С. 87—90.

1 Проблемы конфликтологии. // Социологические исследования. — 1993. — № 9. — С. 55.

1 См.:Корнелиус Х., Фейр Ш. Выиграть может каждый. Как разрешать конфликты. — М., 1992.-С. 136-137.

2 Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей... Как перестать беспокоиться и начать жить. — М, 1990. — С. 534.

1 Фрейд3. Введение в психоанализ. Лекции. — М., 1989. — С. 365.

2 Дизель П. М., Мак-Кинли Раньян У. Поведение человека в организации. — М., 1993. — с. 91.

1 См.: Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. — СПб., 1992.

1 Мольц М. Я это Я, или Как стать счастливым / Пер. с англ. – СПб., 1992. - С.419-420.

1 Скотт Дж. Г. Способы разрешения конфликтов. Вып. II, ГИИМ. — Киев, 1991. — С. 183-184, 199.

1 См. Корнелиус X., Фейр Ш. Выиграть может каждый. Как разрешать конфликты. — М., 1992.-С. 127.

1 Свод законов Российской империи. — СПб., 1857. — Т. X. Ч. I. — С. 18.

2 Коллонтай А. Проституция и мера борьбы с ней. — М., 1921. — С. 20—22.

1 Люшер М. Сигналы личности: ролевые игры и их мотивы. — Воронеж, 1993. — С. 54.

2 Татаркевич В. О счастье и совершенстве человека. — М., 1981. — С. 121, 154.

3 Цит. по: Романов К. В. Нравственный мир молодой семьи. — Л., 1985. — С. 28.

1 СысенкоВ.А. Супружеские конфликты. — М., 1989. — С. 161.

1 Добрынина В. И., Кухтевич Т. Н. Напряжения и конфликты в высшей школе России. // Социальные конфликты... - М., 1997. - Вып. 12.- С. 100-101.

1 Куконков П. И. Конфликт в социально-педагогическом процессе. // Социальные конфликты... - М, 1997. - Вып. 12. - С. 149.

1 Андреева Г. М. Социальная психология. — М., 1994. — С. 63.

2 Робер М. А., Титман Ф. Психология индивида и группы. — М., 1988. — С. 66—67.

1 Рапопорт А. Природа конфликта и теория человеческих потребностей: Социальный конфликт: современные исследования. — М., 1991. — С. 58—59.

1 Козер Л. А. Функции социального конфликта: Социальный конфликт: современные исследования. — М., 1991. — С. 24.

1 Пригожий А. И. Современная социология организации. — М., 1995. — С. 99.

1 Александрова Е. В. Социально-трудовые конфликты: пути разрешения. — М., 1993. — С. 78-79.

2 Пригожий А. И. Современная социология организаций. — М., 1995. — С. 171.

1 Александрова Е. В. Социально-трудовые конфликты: пути разрешения — М 1993 — С. 80.

2 См. Там же. — С. 93.

1 См.: Соснин В. А. Теоретические и практические подходы к урегулированию конфликтных ситуаций в зарубежной конфликтологии. - Социальные конфликты: экспертиза прогнозирования, технология разрешения. Вып.6. - М., 1994. — С. 117.

1 Сорокин II. А. Человек. Цивилизация. Общество. — М., 1992. — С. 273.

2 См.: Руткевич М. II. Трансформация социальной структуры российского общества. // Социологические исследования, 1997. — № 7. — С. 15.

1 Мониторинг// Социологические исследования, 1997. — №5. — СЛ5Л- 156.

1 США: Государство и рынок. — М., 1991. — С. 51.

2 Чумиков А Н. Управление конфликтом и конфликтное управление как новые парадигмы мышления и действия. // Социологические исследования. — 1995. — № 3. — С. 52—53.

1 См.: Ямсков А. Н. Межнациональные конфликты в Закавказье: предпосылки возникновения и тенденции развития. // Политические исследования, 1991. —.№ 2. — С. 82.

2 Степанов К. И. Конфликтология переходного периода: методологические, теоретические, технологические проблемы. — М, 1996. — С. 205.

1 Здравомыслов А. Г.. Социология конфликта. — М., 1995. — С. 115.

1 Соснин В. Л. Культура и межгрупповые процессы: этноцентризм, конфликты и тенденции национальной идентификации. // Психологический журнал, 1997. — Т. 18. — №1.-С. 55-56.

2 См.: Лысихин И. Е. Духовные факторы возникновения и обострения конфликтных ситуаций: Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. — М., 1995.- Вып. 7.- С. 48.

1 См.: Михайлов В. Л. Принцип «воронки» или механизм развертывания межэтнического конфликта. // Социологические исследования, 1993. — № 5.

2 Там же. — С. 57—58.

1 См.: Зеркин Д. П. Основы политологии: Курс лекций. — Ростов н/Д., 1996. — С. 457.

1 См.: Галтунг Д. Культурное насилие. Социальные конфликты. — М, 1995. - Вып. 8. — С. 37.

1 Там же. - С. 34.

2 Минюшев Ф. И. Социальная антропология. — М., 1997. — С. 154.

1 См.: Социология: Практикум / Сост. и отв. редакторы Л. Н. Миронов. Р. И. Руденко. М. - С. 210-213.

1 См.: Психология общения. — Йошкар-Ола, 1996. — С. 36—37.

1 Гришина Н. В. Я и другие: общение в трудовом коллективе. — Л., 1990. — С. 103—104

1 Сюжет игры взят из книги: Бородкин Ф. М., Коряк И. М. Внимание: конфликт! - Новосибирск. 1984,1989.

1 См.: Андреев В. И. Конфликтология. Искусство спора, ведения переговоров, решения конфликтов. — М., 1995.

1 В программе курса «Конфликтология» имеются темы, не вошедшие в теоретическую часть учебного пособия. По мнению автора, это дает дополнительные возможности организаторам учебных занятий проявлять свою инициативу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: