Социальная организация и социальные отношения

Подходя к проблеме хронологии, следует принимать во внимание тот факт, что исследуется популяция антропоидов, близких по строению и по линии поведения животным. Поэтому в данных обстоятельствах уместно приложение используемого биологами принципа структуры, т.е. осознание того, что всякий вид млекопитающих образует структуры, которые различаются по степени устойчивости, величине иерархических связей и микроэволюционной роли. С этой точки зрения формирование человеческого общества началось с момента выделения антропоидов из животного мира. Но если принимать во внимание трудовую деятельность и ее влияние на социальные отношения, то время возникновения первичной структуры совпадает по времени с изготовлением и использованием орудий труда.

Для решения вопроса о первичной единице социогенеза учеными проводились разного рода эксперименты, цель которых состояла в выяснении первичную групповую структуру. Сравнительный морфолого-экологический анализ (установление минимальной численности сообщества, способного к автономному существованию в зависимости от экологических условий и морфофизиологи особей) дает у разных авторов цифры от 5-7 до 20-30 антропоморфных особей (впрочем, эта же численность соответствует и современному человеку). Использование э кспериментального метода, предполагающего изучение биохимических показателей (давление, пульс и др.) в зависимости от социальной среды, позволяет утверждать, что оптимальный состав и численность группы насчитывает 7 человек.

Применение этих методик правомерно, но абсурдно, поскольку человек в большей степени, чем другие живые организмы реагирует на изменение условий жизни. Примером в данном случае могут служить дети, воспитанные в волчьих стаях. По отдельным критериям – строение тела, внешний вид, это люди, но внутри которых произошли необратимые изменения (мозг, высшая нервная деятельность, отсутствие коммуникабельности и нежелание идти на контакт, необучаемость). На основе этого становится очевидной правота утверждения «только другие люди делают человека подлинным человеком».

Антропоидные особи женского пола приобрели способность к деторождению в любое времена года. Генетически закрепленное прямохождение привело к послеродовой беспомощности младенцев (длительная неспособность к самостоятельному передвижению, увеличение срока кормления грудью и зависимости от матери), по срокам более продолжительной, нежели у животных. Матери вынуждены были использовать «освобожденные» руки преимущественно для ношения новорожденных практически на протяжении всей своей жизни (палеодемография приводит данные о том, что в эпоху палеолита женщины рожали около десяти детей при продолжительности жизни около двадцати лет). Принимая во внимание эти факторы, а также действие неотменяемого биологического закона, требующего максимального размножения с целью сохранения вида, становится понятна мотивация и центростремительное движение антропоидных предков человека к коллективу. Среди основных преимуществ группового образа жизни: повышение эффективности активной обороны, более экономный тип энергозатрат, возможность передачи опыта взрослых особей молодым через подражание и прямое обучение и т.п. Групповой образ жизни способствует накоплению опыта групповой защиты. По истечении многих поколений стадные животные вырабатывают средства защиты, успешные против угроз индивидуализированных хищников.

«Непрерывная охрана, непрерывное подкармливание беспомощных детей и беременных, численность которых составляла, вероятно, не менее трети стаи, могла осуществляться только стаей в целом», скованной ими в возможностях быстрого передвижения, — писал выдающийся русский генетик В.П. Эфроимсон в статье «Родословная альтруизма». Обеспечить все это только на основе инстинктов и безусловных рефлексов можно, но как вписать в схему агрессивность и соперничество, наблюдаемые в стадах горилл и шимпанзе.

В результате многосторонних и длительных исследований и наблюдений над высшими приматами приматолог М.Л. Бутовской пришел к ряду выводов:

· У крупных человекообразных обезьян выявлена общая тенденция к повышению терпимости взрослых членов стаи и, как следствие, существенно снижена частота агрессивных импульсов, повышено чувство дружелюбия друг к другу.

· Кроме того, у них, иерархическая организация (гаремные семьи и др.) служит инструментом не подавления, а управления и регулирования совместного поведения.

· Для взрослых антропоидов характерно игровое общение, во время которого происходит взаимное обучение новым формам поведения.

· Чем менее экологически специализирован вид, тем более подвижна социальная структура группы, тем гармоничнее групповое поведение... А ведь путь к человеку, судя по всему, начала именно экологически неспециализированная часть ископаемых антропоидов.

Т.е., предположения и идеалистические описания взаимопомощи, альтруизма и самопожертвование в первобытных стадах не просто гипотеза, а доказанный факт. Естественный отбор перерос в социальную форму отбора индивидуумов с поведением, оптимальным не для них самих, а для групп, к которым они принадлежат (1912 г., понятие «социальный фактор отбора» ввел в научный оборот В. М. Бехтерев).

И поразительный пример, был найден скелет неандертальца с прижизненно ампутированной левой рукой, причем прожившего после ампутации много лет.[vi]

Т.о., исходная ситуация сообщества предшествовавшего первобытному человеческому стаду, отличалась:

· Мирным характером внутренних взаимоотношений;

· Относительной стабильностью женской и подвижность мужской части общества;

· Редкими случаями половых связей между представителями разных поколений.

Это и послужило основой для дальнейшего формирования социальных связей. Первобытное стадо включало в свой состав 20-30 особей. Связующим фактором была защита от хищников и добыча пищи. Процесс возникновения стад носил стихийный характер, стадо легко трансформировалось и было неустойчиво, увеличение численности могло происходить за счет чужаков. Численность зависела от условия для обеспечения пропитания, конфликты внутри стада и др.

Половые отношения – промискуитетные (нерегулируемые, нерегламентированные), в рамках стада происходит растворение «зоологических семей» (гаремные семьи), представления о родстве отсутствуют. Возможно наличие сильных, стихийно выдвинувшихся вожаков.

«Организация труда проста и примитивна. Она покоится на простой кооперации усилий всего стада. Разделение труда в какой-либо форме отсутствует. производительность труда низка… Прогресс культуры идет крайне медленно. Изолированность и замкнутость общественных групп препятствует передаче изобретений и навыков от одного коллектива к другому. В общественной жизни большую роль играют инстинкты и побуждения, унаследованные от животного предка. Открыт широкий простор для проявления грубой силы и зоологического индивидуализма».[vii] Поведение индивидов в большей степени подчинено рефлексам, а не разуму или обычаю, и не было связано ни брачными запретами, ни семейными ограничениями и единственным сдерживающим моментом были общественные связи.

Позже, вероятно, во-первых, усилилась тенденция к регулированию половых отношений (табу, запрет связей в рамках поколения) и к половым связям за пределами своего стада. Во-вторых, полностью были исключены браки между особями, принадлежащими к разным поколениям. В-третьих, происходит укрепление длительных и постоянных контактов между матерью и всеми ее детьми. В-четвертых, оформляется переход биологических связей между ними в сферу осознанного родства. В следствие этого повышается устойчивость и сплоченность стад, обусловленная к тому же коллективной деятельностью (коллективная, загонная охота).

20) Праобщина. Количественные и качественные характеристики, социальные связи и отношения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: