Этапы истории первобытного стада

1. Австралопитеки.

· Нет речи и развитого понятийного мышления, коммуникация как и у животных, осуществляясь преимущественно с помощью коммуникативной вокализации и информативно-вокальной системы.

· Примитивные орудия из камня.

· Собирательство, простые формы охоты.

· Социальные отношения сравнимы со стадными отношениями горилл и шимпанзе. Особенность – избежание половых связей представителей разных поколений, подвижность мужской и стабильность женской части.

· Примитивный уровнь социальных отношений.

· Полубродячий образ жизни.

2. Питекантропы.

· Речь и язык в виде диалогического обмена словами-предложениями, параллельно развивается понятийное мышление со сферами эмпирического опыта и обобщения его результатов.

· Усложнение трудовой деятельности.

· Изготовление орудий определенной формы.

· Загонная охота.

· Поддержание огня, затем и способы его добывания.

Зачатки хозяйственной специализации.

· Особенность – осознание кровного родства по материнской линии. Реально существующее кровное родство переходит в сферу сознания и через него становится организующим началом в групповом поведении.

3. Неандертальцы.

· Сложность материальной и духовной культуры (усложнение форм трудовой деятельности, оседлость, развитие разветвленной идеологии).[viii]

· Большая численность (50-100 особей).

В рамках первобытного стада за счет возросшей технической вооруженности и относительной стабильности коллективов происходит формирование зачатков родовой организации. Этому способствовала стабильное ядро коллектива – женщины, счет родства по материнской линии и осознание общности интересов в форме родства. Большинство ученых относит зарождение рода к грани перехода от эпохи мустье к верхнему палеолиту, другой вариант хронологии верхний палеолит.

А.М. Золотарев считает, что «процесс возникновения родового строя из первобытного стада протекал в двухсторонней форме разделения стада на две половины, два первоначальных экзогамных рода, тесная брачная связь между которыми порождала одновременно эндогамное племя. Процесс превращения стадного общества в родовое был универсальным всемирно-историческим процессом, а дуальная организация – первоначальной формой родового строя. Первичный род всегда и всюду имел форму дуальной организации». В качестве доказательств автор приводит примеры мифологии, отражающие простейший вариант действий первобытного человека, а именно деление всех людей на две группы доступную и запретную для брака; особенностями классификационной системы родства (терминология для обозначения матери, сестры матери и др.); широкое распространение кросс-кузенного брака и др.[ix]

21) Ранняя первобытная община. Количественные и качественные характеристики, социальные связи и отношения.

Раннеродовая община. Насчитывала 25-30 человек. Характеризуется:

1. Присваивающий характер хозяйства. Полное самообеспечение, хотя возможен и взаимообменом с соседями.

2. Примитивные формы общественных отношений. Социальные права и обязанности членов группы (с учетом ролевых функций) одинаковы.

3. Коллективная собственность на землю, охотничьи угодья, лодки, жилища, огонь.

4. Кооперация трудовых усилий.

5. Нестрогая личная собственность, но подчиненная принципу коллективной.

6. Эгалитарность (равноправный, уравнительный) - фундаментальный принцип существования группы. Система добычи, распределения и потребления пищи основана на строгой уравнительности, но с учетом ролевых функций: (мужчины и женщины, старшие и младшие, взрослые, старики, дети - существовало определенное и строго фиксированное неравенство в потреблении. В случае производства избыточного продукта трудовое распределение, зарождение обмена.

7. Половозрастные группы (детей, взрослых мужчин и женщин). Инициации (от лат. initiatio - совершение таинств) — повсеместно распространенный обряд посвящения юношей и девушек (обычный возраст — 12—15 лет, иногда и более) в полноправные члены рода, переход в группу взрослых, сопровождавшийся нередко ритуальным пролитием собственной крови.

8. Народовластие – принцип коллективного волеизъявления. Все имеют голос. Каждый волен принять самостоятельное решение вплоть до разрыва с группой.

9. Нормы и правила, обязательные для всех. Формирование обычаев.

22) Родоплеменная организация.

Признаки рода.

1. Экзогамия – запрет браков между членами рода.

Спорная проблема происхождения экзогамии: Мак-Леннан – причиной послужил обычай убивать новорожденных девочек и как следствие этого недостаток женщин и поиск потенциальных жен за пределами рода; Дарвин – взаимное отвращение к кровосмесительным половым связям у близких, постоянно общающихся между собой родственников; теория «инстинктивного отвращения» к кровосмесительным половым связям; большая подвижность мужчин-охотников. «Биологические» теории возникновения экзогамии недостаточно обоснованны.

Золотарев А.М., Токарев С. – возникновение экзогамии связано со стремлением преодолеть замкнутость праобщины и установить контакты с другими. Но и этого недостаточно. Семенов Ю.И. – необходимость упорядочения хозяйственной жизни. «Экзогамия устанавливалась с запрещением браков между кровными родственниками по женской линии, в результате на смену стаду пришли род и дуально-родовая организация».[x]

Д. А. Ольдерогге высказал весьма оригинальную мысль о том, что экзогамии предшествовала форма обязательно-предпочтительного брака, которую он назвал эпигамией (от греч. смешанный брак). Эпигамия, по мнению Д. А. Ольдерогге, устанавливала отношения взаимопомощи и защиты, а также обязательства взаимных браков между двумя первобытными группами, что имело своим естественным результатом как экзогамию (запрет браков в своей группе), так и эндогамию, (обязательства брака в пределах двух или большего числа дружественных групп).

Браки между определенными двумя экзогамными родами – эндогамия. Брак групповой, со временем он сузился до группового между лицами одного поколения – кросскузенный или перекрестно-двоюродно-троюродный (предпочтительными считаются браки между детьми брата и сестры, под запретом браки между детьми двух братьев или двух сестер, исходными являются соображения родовой экзогамии и материальные интересы). Затем и на такие браки наложен запрет, установился парный или синдиасмический брак.

2. Общая собственность.

3. Односторонний (однолинейный) счет родства (горизонтальное родство «по крови» и «по мясу», не от общего предка по вертикали, а по линии от матери).

4. Единство имени и религиозного культа.

На примере ирокезов в ХIХ в. Л.Г. Морган ввел термин «фратрия», под которой подразумевал «органический союз или ассоциацию двух и более родов одного и того же племени для определенных общих целей» и полагал, что фратрия, состоящая из нескольких родов, возникла путем сегментации первоначально единого рода».[xi]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: