Социобиологическое направление в конфликтологии (социобиология Мальтус ,Спенсер..)

Во второй половине XIX в. Г. Спенсер описал проявления социальной борьбы при столкновении интересов, унаследованных норм и новых идей, привлекшие внимание к проблеме конфликта, и теория Маркса, где классовый конфликт рассматривался без теоретического анализа его разнообразных поведенческих форм;

Основатель социального дарвинизма, Спенсер рассматривал борьбу за выживание и естественный отбор не только в качестве биологических, но и социальных факторов.

Он одним из первых решил разработать подход, который теперь называется общей теорией систем, и применять его к человеческому обществу.

Общество, по Спенсеру, - особая реальность, возникшая в результате взаимодействия индивидов и зависящая от них. Он выделял два главных типа общества:

1. воинственный, в котором основная задача всего общества – военный конфликт, истребление и порабощение побежденного победителем;

2. промышленный, основанный на рыночной конкуренции, где побеждает «сильнейший» в отношении способностей, в области интеллектуальных и моральных качеств.

Второй тип общества наилучший, потому что борьба в том виде, в котором она представлена в промышленном типе, является благом для всего общества, а не только для победителя, вследствие того, что благодаря такой борьбе растет интеллектуальный и моральный уровень общества в целом, и происходит объем общественного богатства.

Он настаивает на том, что основным законом функционирования общества является принцип выживания наиболее приспособленных индивидов. Спенсер сравнивал общество с биологическим организмом, каждый «орган» (социальный институт) которого несет определенную функцию, благодаря чему функционирует весь социум. Вследствие этого конфликт как состояние противоборства универсален, и обеспечение равновесия в обществе и в отношениях между человеком и природой является основной функцией.

Революции и социальные конфликты он называл болезнями, явлениями, разрушающие единство системы, хотя положительная роль экономической конкуренции в жизни общества не отрицается в теории, потому что она, по мнению Спенсера, является таким же естественным отбором, как и в теории Дарвина.

Таким образом, социолог объясняет человеческое общество на уровне биологических законов. Достижение полной гармонии между народами и расами и есть лимит развития социума.

Другим представителем данного направления является Уильям Самнер (1840 – 1910), основное произведение которого «Наука об обществе». Главный тезис его теории: социальное неравенство – это естественное и необходимое состояние. Основными принципами социологии Самнер считал неуклонный характер общественной эволюции, а также всесилие и универсальность естественного отбора, которая трактуется им как идея естественности и закономерности социального отбора. Нарастание имущественного неравенства - не препятствие общественному прогрессу, а его предпосылка и условие.

Первичным фактором, определяющим развитие общества и его социальную структуру, Самнер считал нравы и народные обычаи, понимавшиеся им как всякий способ мышления, поведения и достижения цели. Анализируя механизмы формирования народных обычаев отмечал, что «действие, в котором формируются народные обычаи, состоит в частом повторении мелких актов обычно большим количеством людей, действующих сообща или действующих сходным образом перед лицом одной проблемы».

Определенную популярность приобрели в западной социологии выработанные Самнером понятия «мы-группа» и «они-группа», посредством которых фиксировались социальные отношения и установки. По Самнеру, «мы-группа» характеризуется отношениями солидарности и сплоченности, а взаимоотношения «мы-группа» и «они-группа» - определенной напряженностью и враждебностью. Эти отношения, свойственные главным образом «примитивным обществам». Полагая, что собственная социальная группа является для человека центром всего, а все остальные ранжируются и оцениваются по отношению к ней, Самнер предложил представление об обществе как конгломерате конкурирующих групп, стремящихся осуществить основную цель жизни - поддержание ее жизнедеятельности.

Таким образом, борьба, конфликт выступают важнейшим фактором развития общества, его прогресса. Именно выжившие индивиды составят базис и опору для государства, они – лучшие люди и носители ценностей. Поэтому проблема неравенства в данной теории не рассматривается, а государство никак не должно влиять на общественную жизнь и ее развитие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: