Регулирование и разрешение социальных кризисов и конфликтов. Определение основных понятий – регулирования, разрешения, управления, предотвращения, минимизации последствий

Кризис – это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе, угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде. Его причинами могут быть объективные, связанные с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации, и субъективные, отражающие ошибки и волюнтаризм в управлении, а так же природные, характеризующие климат, землетрясения и др.

Последствия кризиса теснейшим образом связаны с двумя факторами: его причинами и возможностью управления процессами кризисного развития.

Социальные кризисы возникают при обострении противоречий или столкновении интересов различных социальных групп или образований: работников и работодателей, профсоюзов и предпринимателей, работников различных профессий, персонала и менеджеров и др. Часто социальные кризисы являются как бы продолжением и дополнением кризисов экономических, хотя могут возникнуть и сами по себе, например, по поводу стиля управления, недовольства условиями труда, отношения к экономическим проблемам, по патриотическим чувствам.

Особое положение в группе кризисов занимает политический кризис. Это – кризис в политическом устройстве общества, кризис власти, кризис реализации интересов различных социальных групп, классов, в управлении обществом. Политические кризисы, как правило, затрагивают все стороны развития общества и переходят в кризисы экономические.

Эгостенциальная или сущностная природа кризиса

· Проблемы жизни и смерти (не могут быть решены раз и навсегда), которые решаются в течение всей жизни.

· Проблема свободы и несвободы выбора человека (если принимаем свободу, то и отвечаем за нее).

· Проблема изоляции или одиночества (осознание, что две души не могут быть вместе, как одна; нам хочется быть с близкими людьми, но они требуют времени и ограничений).

· Проблема близости с людьми.

· Проблема смысла жизни.

Регулирование

Регулирование – это функция управления, обеспечивающая равновесное состояние институциональных образований экономической системы, проще говоря, это частичное или временное решение конфликта.

Вот некоторые признаки регулируемого выхода из кризиса.

· Поиск инноваций, содействующих изменениям в способе экономического роста. Это преобразования в области отношений найма. Это и определение форм внутренней организации и конкуренции, к которым движутся предприятия. Это и выявление того, происходит ли заметное изменение образа жизни, нарушения или изменения в сфере материального потребления, и какое влияние это может оказать на отношения найма и организацию производства.

· Поиск условий распространения инноваций.

· Определение различий между локальными и глобальными изменениями.

· Установление структурной совместимости одновременно совершающихся изменений. Здесь важно ответить на следующие вопросы: Насколько состоятельными и эффективными окажутся преобразования в логическом и социально-политическом плане? Каким образом разрешаются постоянно повторяющиеся конфликты и возникающие неравновесия на микроэкономическом уровне?

· Организационно-структурные новшества. Речь здесь идет об укреплении административного механизма. Население судит об эффективности политики по регулированию кризисных ситуаций, по тому, насколько ее последствия отражаются на их повседневной жизни.

Разрешение

Устранение или минимизация проблем, разделяющих стороны, обычно достигаемое с помощью соглашения сторон:

o что сделать с конфликтом;

o соглашения сторон.

Существующие препятствия или нежелание выходить из конфликта:

o Один из участников конфликта принял решение о разрыве отношений.

o Конфликт выгоден сторонам или кому-нибудь из участников (снятие с себя обязательств).

Управление

Иногда потенциальные выгоды от вступления в конфликт не стоят затрат. Вступив в конфликт, как правило, каждая сторона делает все, чтобы была принята ее точка зрения, достигнута ее цель, и мешает другой стороне делать то же самое. Здесь необходимо управление конфликтом. В зависимости от того, насколько эффективным оно будет, последствия конфликта станут функциональными и дисфункциональными. Это в свою очередь повлияет на вероятность возникновения последующих конфликтов.

При эффективном управлении конфликтом его последствия могут играть положительную роль, т.е. быть функциональными, способствовать в дальнейшем достижению целей организации.

Предотвращение

· Главное, не спешить объективировать конфликт, предать его гласности или публичной оценке. Этим можно только обидеть человека.

· Лучше видеть добрые намерения в каждой из конфликтующих сторон. Если же видеть их только с одной стороны, то другая будет обречена на роль ябедника.

· Чтобы ликвидировать конфликт, не нужно торопиться сказать что-то резкое, оскорбляющее или угрожающее. Необходимо, прежде всего, избавиться от внутреннего беспокойства или волнения.

· Чтобы было легче найти индивидуальный подход в разрешении конфликта, полезно определить возможный тип взаимной реакции конфликтующих.

· Одним из эффективных приемов предупреждения конфликтов является их запрещение на работе.

· Лучшим средством предупреждения конфликта на производстве является четкая организация труда.

Функциональные последствия конфликтов

· Проблема решается таким путем, который устраивает все стороны, и в результате люди чувствуют себя причастными к решению важной для них проблемы.

· Совместно и добровольно принятое решение быстрее и лучше претворяется в жизнь.

· Стороны приобретают опыт сотрудничества при решении спорных вопросов и могут использовать его в будущем.

· Эффективное разрешение конфликтов между руководителем и подчиненными разрушает так называемый “синдром покорности” – страх открыто высказывать свое мнение, отличное от мнения старшего по должности.

· Улучшаются отношения между людьми.

· Люди перестают рассматривать наличие разногласий как “зло”, всегда приводящее к дурным последствиям.

Дисфункциональные последствия конфликтов

· Непродуктивные, конкурентные отношения между людьми.

· Отсутствие стремления к сотрудничеству, добрым отношениям.

· Представление о противоположной стороне как о “враге”, о своей позиции – как об исключительно положительной, о позиции оппонента – только как об отрицательной.

· Сворачивание или полное прекращение взаимодействия с противоположной стороной, препятствующее решению производственных задач.

· Убеждение, что “победа” в конфликте важнее, чем решение реальной проблемы.

· Чувство обиды, неудовлетворенности, плохое настроение, текучесть кадров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: