double arrow

Понятие конкуренции и ее виды.

Конкуренция. Типы конкурентного поведения. Виды конкуренции. Признаки совершенной конкуренции. Спрос и предложение фирмы в условиях совершенной конкуренции. Объем выпуска и реализации в условиях совершенной конкуренции. Методы конкурентной борьбы. Несовершенная конкуренция. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия.

Конкуренция - это исходная категория, характеризующая сущность рыночной экономики. Имеется несколько определений этого понятия. Приведем некоторые из них:

1. Конкуренция - состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (Закон о конкуренции на товарных рынках).

Соответственно, конкуренция на рынке финансовых услуг - состязательность между финансовыми организациями, при которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждой из них односторонне воздействовать на общие условия предоставления финансовых услуг на рынке финансовых услуг (Закон о конкуренции на финансовых рынках).

Такое определение конкуренции предполагает, что:

· участниками рынка являются только хозяйствующие субъекты (предприятия, организации);

· конкуренция присуща только совершенному рынку.

Ни то, ни другое не является обоснованным, так как:

· важнейшую роль в конкуренции играет рынок потребительских товаров (услуг), где активными участниками рынка на стороне покупателей выступают различные социальные группы населения;

· наиболее интенсивная конкуренция реально имеет место в условиях достаточно "широкой" олигополии.

2. Конкуренция - борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся фирмами на доступных им сегментах рынка.

Это определение предполагает только конкуренцию продавцов (предложение превышает спрос), имеющую место при олигополии в условиях развитой рыночной экономики.

3. Конкуренция - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства. Продавцы и покупатели конкурируют между собой, чтобы добиться каждый своей цели за счет конкурентов (продавцы - более высокой прибыли; покупатели - более высокой полезности). Цена, установившаяся в ходе конкурентной борьбы, выполняет функцию регулирования спроса и предложения. В процессе соперничества на рынке заключаются сделки и изменяются доли участия в рыночной сфере.

В этом неформальном определении понятие конкуренции раскрывается более содержательно, так как оно предполагает как совершенный, так и несовершенный рынок и содержит указания о характере соперничества участников рынка, целевой направленности и функциях конкуренции.

Конкуренция обуславливается правом каждого из субъектов деловых отношений на реализацию своего экономического потенциала. Это неизбежно приводит к столкновению между ними, к стремлению достичь своих целей за счет ущемления интересов других. При этом различают 3 типа конкурентного поведения:

• креативный

• приспособленческий

• обеспечивающий

При креативном поведении предприниматель осуществляет мероприятия, направленные на создание новых элементов отношений, которые обеспечивали бы преимущество над конкурентами. Например, разработка и внедрение новой продукции, новые технологии, новых способов организации производства и т.д. Главный признак креативной конкуренции – это стремление к измененнию существующей структуры спроса и предложения.

Приспособленческий тип конкуренции состоит в учете инновационных изменений в производстве у конкурентов и мероприятия упреждающих действий конкурентов. Приспособленческое поведение применяется тогда, когда предприниматель не совсем уверен в своих инновационных возможностях и поэтому стремится к копированию, возможно в более короткие сроки достижения конкурентов(пример: промышленный шпионаж). Обеспечивающее поведение основано на стремлении предпринимателя к сохранению на длительную перспективу своего положения на рынке за счет повышения качества товара, расширения ассортимента, предоставления дополнительных услуг. Этот тип поведения применяется тогда, когдда предприниматель не имеет возможности существенно изменить производственную и сбытовую программы и обладает слабым инновационным потенциалом.

При рассмотрении основных видов конкуренции применительно к рыночной структуре можно выделить четыре модели рынка:

1. чистая (совершенная) конкуренция;

2. монополистическая конкуренция;

3. олигополия

4. чистая монополия

Совершенная конкуренция - идеализированная конъюнктура рынка, при которой каждый участник рынка слишком мал для того, чтобы влиять своими действиями на рыночную цену акций. На таком рынке исключены все виды соперничества - как между продавцами, так и между покупателями.

Теоретическое понятие совершенной конкуренции является фактически отрицанием обычного для деловой практики понимания конкуренции как острого соперничества экономических агентов. Совершенная конкуренция совершенна в том смысле, что при такой организации рынка каждое предприятие сможет продать по данной рыночной цене столько продукции, сколько оно пожелает, а на уровень рыночной цены не сможет повлиять ни отдельный продавец, ни отдельный покупатель.

Совершенная конкуренция характеризуется следующими признаками:

- неограниченным числом участников рыночных отношений (большое число предприятий);

- свободным доступом к любой хозяйственной деятельности и таким же выходом из нее;

- абсолютной мобильностью материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

- абсолютной информированностью рынка о норме прибыли, спросе, предложении и т.д. (осуществление принципа рационального поведения рыночных субъектов (оптимизация индивидуального благосостояния в результате прироста доходов) невозможно без наличия полной информации);

- абсолютной однородностью (стандартностью) одноименных товаров (отсутствием торговых марок и т.д.);

- невозможностью какого-либо участника конкуренции оказывать непосредственное влияние на решения, принимаемые другими участниками;

- стихийное установление цен в ходе свободной конкуренции.

В процессе свободной конкуренции на рынке формируются равновесные цены, которые господствуют над участниками рынка. Рыночные отношения всегда представлены парным отношением «продавец-покупатель». Эти отношения принимают форму взаимосвязей между производством и потреблением. В сфере обмена они проявляются как предложение и спрос.

Спрос – это количество товаров (услуг), которые покупатели могут приобрести на рынке. Размер спроса зависит от многих факторов: цен товаров; цен товаров-заменителей; денежных доходов покупателей; вкусов и предпочтений людей; потребительских ожиданий. Среди перечисленных факторов наиболее значимыми являются цены товаров и доходы покупателей. При этом в качестве определяющего фактора выступает цена товара.

QD = f(P) – функция спроса по цене.

Данную функцию можно изобразить в виде графика

Указанные точки на кривой спроса DD показывают конкретную комбинацию цены и количества товаров. Такую связь называют законом спроса, который гласит, что при прочих равных условиях при понижении цен покупатель приобретает больший объем товара и сокращает закупки при повышении цен на него.

 

Факторы спроса по-разному влияют на поведение кривой спроса DD. При изменении цены спрос либо увеличивается, либо сокращается, двигаясь по кривой DD. Влияние других факторов на спрос приводит к смещению кривой. Так, снижение доходов населения приводит к сокращению спроса, в результате кривая DD смещается вниз в положение D1D1, а повышение доходов ведет к повышению спроса, и кривая DD перемещается вверх в положение D2D2 (рис. 3).

Предложение – это количество товаров (услуг), которые продавцы могут предложить на рынке. Размер предложения зависит от следующих факторов: цен на товары; цен на товары-заменители; наличия производственных ресурсов; системы налогов и дотаций производителям; количества продавцов. При этом в качестве определяющего фактора выступают цены на предлагаемые товары (рис. 4).

QS = f(P) – функция предложения по цене.

Указанные точки на кривой предложения SS показывают конкретную комбинацию цены и количества товаров. Такую связь называют законом предложения, который гласит: если прочие условия остаются неизменными, то при повышении цен на товар продавец увеличивает выпуск и предложение товара и сокращает производство и предложение при их понижении. Другие факторы изменяют предложение, которое характеризуется смещением кривой предложения SS. Так, при повышении налоговых ставок на производителей предложение товара уменьшается, а кривая предложения SS смещается влево – в положение S1S1. Предоставление дотаций ведет к увеличению производства и предложения, а кривая SS смещается вправо – в положение S2S2.

Если спрос выразить через количество предлагаемых для реализации товаров и через их цену, мы получим кривую спроса, которая отражает строго определенную зависимость: чем ниже цена, тем выше спрос.

Объем выпуска и реализации в условиях совершенной конкуренции

1. Объем производства фирма будет определять, сравнивая валовой доход и валовые издержки (затраты) либо предельный доход и предельные издержки. В условиях совершенной конкуренции предельный доход равен цене единицы продукции, и фирма будет наращивать производство до того момента, когда предельные издержки станут равны предельному доходу (цене).

2. В краткосрочном периоде фирма продолжит производство даже в том случае, когда она не сможет получать прибыль, при условии, что цена окажется выше минимальных средних переменных издержек. В такой ситуации задачей фирмы станет минимизация убытков, возникших из-за снижения рыночной цены. Если цена окажется ниже минимальных средних переменных издержек, фирма предпочтет остановить производство и закрыться.

Основными методами конкурентной борьбы в современных условиях являются:

1. ценовые;

2. неценовые;

3. недобросовестные методы конкуренции.

 

В современных условиях помимо традиционного снижения цен к основным методам конкурентной борьбы относится и снижение затрат производства и обращения. Такой приём (снижение издержек производства, снижение себестоимости товаров) в идеале является основой долгосрочной стратегии развития любой фирмы.

Ценовая конкуренция означает, что главными методами борьбы конкурентов является цена. Ее использование основывается на различных методах и способах. В такой борьбе побеждает тот, кто добивается ниже, чем рыночная цена стоимости своей продукции. Это по сути борьба за сокращение издержек производства благодаря использованию достижений научно - технического прогресса, научной организации труда, повышения его производительности.

На конкурентном рынке неспособность некоторых предпринимателей использовать собственное экономичную технологию производства в конечном итоге означает устранение их конкурентами, которые используют более эффективные методы производства и имеют возможности немного снизить цены, что привлекает покупателей, способствует быстрой реализации товара, а следовательно, ускоряет оборот капитала.

Следует также иметь в виду, что некоторое снижение цен сохраняет для производителя норму прибыли за счет низких издержек производства. Такое снижение цен следует отличать от снижения цен ниже себестоимости, что является уже методом нечестной конкуренции.

Неценовые методы конкуренции в настоящее время являются основополагающими в рыночном механизме всех развитых стран мира. Суть их заключается в повышении качества производимых товаров, улучшенное послепродажное, допродажное обслуживание. Это означает, что в конкурентной борьбе особое внимание уделяется:

1. высокому качеству товаров (услуг);

2. надежности товаров, их безопасности. Именно на этом делается акцент в рекламе.

3. экономичности товаров (потребитель анализирует, сколько нужно платить за электроэнергию, воду, энергоносители при использовании товаров);

4. удобству в эксплуатации и обслуживании;

5. большему гарантийному сроку использования товаров;

6. лучшим экологическим характеристикам;

7. высокому качеству допродажного и послепродажного обслуживания;

8. условию обязательного (часто бесплатного обучения персонала для работы на покупаемом оборудовании);

9. условию принятия в зачет сданного старого оборудования в качестве первого взноса за новый товар;

10. нормой конкурентной борьбы в современных условиях является поставка оборудования не "под ключ", а по принципу "первая продукция — в руки", что привлекает заказчиков экономией расходов на пусконаладочные работы;

11. возрастающая скорость выполнения заказов клиентов при неизменных ценах.

Недобросовестные методы конкуренции в той или иной мере соседствуют с ценовыми и неценовыми методами, но они подвергаются как общественному осуждению, так и уголовному преследованию. К названным методам относятся:

1. промышленный шпионаж;

2. промышленная контрразведка;

3. подделка продукции конкурентов;

4. воровство товарного знака;

5. прямой обман потребителей;

6. сманивание специалистов фирм-конкурентов более высокой зарплатой;

7. подкуп должностных лиц (коррупция);

8. махинации с отчетностью фирмы с целью скрыть прибыль от налогообложения (в этом случае можно снизить цены и быть более конкурентоспособным).

Конкуренция, которая в той или иной степени связана с заметным ограничением свободного предпринимательства, называется несовершенной. Для этого вида конкуренции характерно незначительное количество фирм в каждой сфере предпринимательской деятельности, возможность какой-либо группы предпринимателей (или даже одного предпринимателя) произвольно влиять на конъюнктуру рынка. Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, при котором не выполняется хотя бы одно из условий чистой конкуренции.

Несовершенная конкуренция в отличие от свободной, совершенной конкуренции ограничена влиянием монополий и государства. Существуют три модели несовершенной конкуренции – монополия, монополистическая конкуренция, олигополия.

Первая модель несовершенной конкуренции – монополия. Ей присущи следующие черты:

1) единственный продавец, т. е. одна фирма или отрасль является единственным производителем данного продукта или единственным поставщиком услуги;

2) нет близких заменителей. Продукт монополии уникален в том смысле, что не существует хороших или близких заменителей. С точки зрения покупателя это означает, что он должен покупать продукт у монополиста или обходиться без него, т. е. нет приемлемых альтернатив;

3) диктуемая цена: чистая монополия диктует цены или осуществляет значительный контроль над ценой;

4) заблокированное вступление: вступление в отрасль конкурентов в условиях чистой монополии ограничено непреодолимыми барьерами (патенты, монополия на источники сырья, транспортные средства и т. п.).

Монополия снижает уровень риска в процессе конкуренции.

Второй моделью несовершенной конкуренции является монополистическая конкуренция. Ее отличительные признаки:

1) существует достаточно большое число фирм, что ограничивает контроль каждой над ценой, отсутствует взаимная зависимость, и тайный сговор фактически невозможен;

2) продукты характеризуются реальными и мнимыми различиями и различающимися условиями их продажи;

3) экономическое соперничество влечет за собой и ценовую, и неценовую конкуренцию;

4) вступление в отрасль является относительно легким. Легкое вступление и массовый выход фирм вызывает тенденцию к получению ими нормальной прибыли в долговременном периоде;

5) тип продукта – дифференцированный.

Монополистическая конкуренция утверждается там, где эффективными могут быть и небольшие предприятия и особенно там, где много возможностей изменения товара.

Третья модель несовершенной конкуренции – олигополия. Ее признаки, характерные черты:

1) наличие нескольких фирм (продавцов);

2) тип продукта – стандартизированный или дифференцированный;

3) контроль над ценой: ограниченный взаимной зависимостью, значительный при тайном сговоре;

4) наличие существенных препятствий при вступлении в отрасль;

5) очень типична неценовая конкуренция (особенно при дифференциации продукта).

Олигополия получила большее распространение в отраслях, где эффективнее крупное производство и отсутствуют широкие возможности дифференциации отраслевого товара

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: