Одной из сложных сфер социальных отношений являются управленческие отношения. Они возникают в процессе осуществления функций управления в различных сферах социальной действительности – экономике, политике, социальной и духовной жизни. Управленческие отношения складываются в любой социальной группе и организации. Управление как один из самых сложных видов социальных отношений сопряжено с множеством проблем и противоречий.
Понятие управления и управленческих конфликтов
В самом общем виде управление представляет собой целенаправленное регулирование социальных отношений в соответствии с объективными законами.
Управление как сложный процесс включает в себя планирование, организацию, мотивацию и контроль деятельности социальных субъектов.
Объективные предпосылки возникновения конфликтов в сфере управления связаны с основной задачей управленческой деятельности, которая сводится к обеспечению целенаправленной, скоординированной работы, как отдельных участников совместного труда, так и трудовых коллективов в целом. В процессе такой работы интересы субъектов социального взаимодействия не всегда совпадают, часто бывают противоположными, что и приводит к конфликтам.
|
|
Под конфликтом в сфере управления мы понимаем конфликты, которые возникают в системах социального взаимодействия субъектов и объектов управления.
Источники конфликтов в сфере управления
Источником любого конфликта, в том числе и связанного с управлением, являются противоречия, которые при определённых условиях переходят в конфликт.
Противоречия в сфере управленческих отношений весьма многообразны и определяются некоторыми особенностями этих отношений. Среди множества управленческих противоречий важно выделить основное, которое обусловливает другие противоречия, и так или иначе присутствует в них. Таким противоречием является противоречие между установленной системой групповых норм и административных правил в управленческой системе с одной стороны, и потребностью всех субъектов управления иметь высокие статусы и играть такие роли, которые обеспечивали бы им свободу деятельности и реальную возможность для самовыражения – с другой.
Таким образом, основным противоречием в сфере управления является противоречие между бюрократическими правилами системы управления и потребностью к свободе действий и самовыражению субъектов управления. Это основное противоречие позволяет выделить ряд других: противоречия карьеры, противоречия подбора и расстановки кадров, противоречия делегирования полномочий, противоречия, связанные с нарушением функций объектов управления и т.п.
|
|
Классификация конфликтов в сфере управления
Классификацию управленческих конфликтов можно произвести по различным основаниям.
В зависимости:
1. от субъектов конфликтного взаимодействия:
конфликт между субъектами и объектами управления (групповые конфликты). Причины:
нарушение принципов управления,
нарушение коммуникаций,
низкая профессиональная подготовка кадров;
конфликт между руководителем и подчинённым (межличностные конфликты). Причины:
организационно-технические: распределение ресурсов, различия в целях и т.д.
психологические: индивидуально-психологические особенности, социально-психологические явления (позиция, статус, роль).
2. от источников конфликта:
структурные конфликты (конфликты между структурными подразделениями. Например, между производственными отделами и отделами маркетинга).
Причины:
противоречии в задачах, решаемых сторонами конфликта;
инновационные конфликты (конфликты, связанные с развитием организации, её структурными изменениями).
Причины:
изменение организационной структуры;
ошибки в распределении функций;
нарушение привычных норм и правил взаимоотношений;
несоответствие квалификации работников инновационным изменениям;
позиционные конфликты (конфликты, возникающие на основе вопроса о значимости тех или иных субъектов социального взаимодействия внутри организации).
Причины:
различие в задачах и целях;
групповой эгоизм;
неадекватность в понимании места и роли той или иной структурной единицы организации;
ресурсные конфликты (конфликты, возникающие в процессе распределения и использования ресурсов).
Причины:
ограниченные ресурсы;
нарушение принципа справедливости или целесообразности в распределении ресурсов.
3. от динамики управленческой деятельности (функций управления):
конфликты планирования
конфликт организации
конфликт мотивации
конфликт контроля.
Специфика форм проявления управленческих конфликтов
Форм проявления конфликтов в сфере управления несколько. Все они связаны с объективным процессом дезорганизации и управленческой деятельности.
Дезорганизация − это такое состояние управленческого взаимодействия, при котором существующие групповые нормы, административно-бюрократические правила приходят в несоответствие с новыми условиями и факторами.
Состояние дезорганизации проявляется в различных формах борьбы между теми субъектами управления, которые отстаивают устаревшие формы управленческих отношений, и теми, кто выступает за приведение их в соответствие с изменившимися условиями. В конечном итоге такая борьба переходит в конфликт, который может протекать в форме несогласия, напряжённости и конфронтации.
Несогласие как форма управленческого конфликта характеризуется сознательным нарушением согласованных действий, связанных с выполнением функций управления.
Несогласие – это отказ определённых субъектов или объектов управления от предписанных шаблонов и норм поведения. Это неисполнение в той или иной мере своих обязанностей, легитимность которых в изменившихся условиях подвергается сомнению.
Напряжённость как форма управленческого конфликта характеризуется резким ростом сознательных нарушений в управленческих действиях со стороны различных субъектов управления.
Напряжённость – это более острая форма управленческого конфликта, затрагивающая устои существующей системы управления.
Конфронтация – ещё более глубокая форма управленческого конфликта, характеризуется жестокой конкуренцией на почве карьерных устремлений определённых субъектов управления и применением крайних средств и методов противоборства: организации групповых протестов, травли «инакомыслящих», подсиживания, увольнения соперников и т.д.
|
|
Конфронтация – это самая острая форма управленческого конфликта, ведущая к расколу и ликвидации существующей системы управления.
Непосредственными субъектами, деятельность которых связана с предупреждением и разрешением конфликтов в сфере управления, являются сами руководители. Причём главная роль в этом процессе отводится руководителю того звена управления, в котором зреет или возник конфликт, либо руководителю высшего звена. В этом состоит одна из особенностей процесса предупреждения и разрешения управленческих конфликтов.
В целях предупреждения управленческих конфликтов руководителю любого ранга важно наладить обратную связь со всеми звеньями управления, а также со всеми объектами управления. Это первое необходимое условие предотвращения конфликтов в управленческой деятельности. Вторым условием предупреждения конфликтов в сфере управления является постоянная коррекция стиля, форм, средств и методов управления с учётом конкретных условий. В частности, руководитель должен владеть различными формами воздействия на подчинённых.