Стресс, как известно, представляет собой комплекс физических, химических и иных реакций человека на стрессоры (или стимулы) в окружающей среде, действие которых выводит из равновесия его физиологические и психические функции. Стресс может иметь как негативное, так и позитивное значение для человека. Он
в определенных условиях способствует мобилизации усилий работника на решение производственных задач или достижение личных целей. В связи с конфликтами большего внимания заслуживает рассмотрение отрицательных сторон этого явления.
Являясь частью жизни каждого, стрессы неизбежны. Изменения на работе и в семье, особенно непредвиденные, могут вывести человека из равновесия, привести к несоответствию его состояния окружающей обстановке. Такое несоответствие, в свою очередь, порождает утомление, чувство опасности, ослабление умственных способностей, растущее кровяное давление, пассивное отношение к работе, снижение уровня организованности, нарушения трудовой дисциплины и т.п. Это приводит к потерям в организации из-за увеличения количества несчастных случаев, снижения качества работы, роста текучести кадров, преждевременной смерти работников.
Чтобы избежать подобного рода потерь, необходимо определить причины стрессов. В табл. 8.3 приведена классификация стрессоров и их последствий.
Американскими учеными Холмсом и Рейхом на основе исследований был построен нумерический ряд оценок для каждого обстоятельства жизни, расположенного в порядке силы воздействия на здоровье человека. Эти данные были представлены в виде шкалы (см. табл. 8.4). Люди, набравшие в соответствии со шкалой свыше 300 очков, относятся к группе с высокой вероятностью заболеваний типа язвенная болезнь, мигрень, колиты, сердечно-сосудистые заболевания в ближайшем будущем. Данные таблицы показывают связь между стрессорами, действующими на человека, и снижающейся сопротивляемостью к болезням. Например, в течение первого года после смерти супруга среди вдовцов и вдов смертность в 10 раз выше, чем у людей того же возраста, не испытавших подобной | утраты. Среди разведенных людей заболеваемость после первого года в 12 раз выше, чем у живущих нормальной семейной жизнью.
Во избежание пагубных последствий стрессов, необходимо научиться справляться с ними. Существуют методы нейтрализации стрессов (см. табл. 8.5). С учетом их составляются индивидуальные программы нейтрализации стрессов. На уровне организации проводят семинары, обучают работников технике расслабления, способам изменения поведения, выявления индивидуальных стрессов.
Как пользоваться шкалой. Соответствующая инструкция гласит: подсчитайте очки по всем из перечисленных событий, если они имели у вас место за предыдущий год. Число 150 и ниже означает относительно низкое число изменений в жизни и низкую вероятность связанных со стрессами нарушений здоровья. Очки от 150 до 300 предупреждают о 50%-ном шансе значительных расстройств здоровья в течение последующих двух лет. Число очков свыше 300 повышает эту опасность до 80%.
Таблица 8.3 Классификация стрессоров и их последствий
| Стрессоры | Последствия | |
| Стрессоры в окружающей среде | Личные стрессоры | |
| Производственные: | Потребности | Субъективные: |
| перегрузки (недогрузки); | расстройства; | |
| необъясненные перемены; | утомленность; | |
| изменение расписания; | Надежды и достиже- | чувство тревоги; |
| плохое оборудование | ния | чувство вины |
| Ролевые: | Поведенческие: | |
| ролевой конфликт; | опасность инциден- | |
| ролевая неясность; | та; | |
| ответственность за людей; | «нехорошие» разго- | |
| недостаток поддержки; | Эмоциональная ус- | воры |
| недостаток статуса | тойчивость | |
| Структурные: | ||
| слабая коммуникация; | ||
| недостаток соучастия; | Когнитивные: | |
| неправильно построенная иерар- | слабые решения; | |
| хия | Гибкость | плохая сосредоточенность |
| Карьерные: | ||
| замедленное (слишком быстрое) | ||
| продвижение по службе; | ||
| несправедливость; | Физиологические: | |
| недостаток возможностей для про- | высокое содержание | |
| движения; | Толерантность | холестерина; |
| отсутствие необходимой подготов- | растущее кровяное | |
| ки | давление; язвенная болезнь; | |
| Отношенческие: | коронарные заболе- | |
| отношения с руководством; | вания | |
| отношения с подчиненными; | ||
| отношения с коллегами; | Неясности | |
| отношения с клиентами; | ||
| отношения с рабочими | ||
| Внеорганизационные: | Организационные: | |
| отношения в семье; | прогулы; | |
| состояние экономики; | Самооценка | текучесть кадров; |
| обстоятельства жизни; | низкая производи- | |
| рост преступности; | тельность труда; | |
| рост цен | неудовлетворен!к>< гь работой |
III
Таблица 8.4 Влияние жизненных обстоятельств на здоровье человека
Таблица 8.5 Методы нейтрализации стрессов
![]() | |||
![]() |
| № | Жизненные события | Оценка |
| п/п | ||
| Смерть супруга | ||
| Развод | ||
| Разъезд супругов | ||
| Заключение в тюрьму | ||
| Смерть близкого родственника | ||
| Серьезная травма или болезнь | ||
| Брак | ||
| Пожар на работе | ||
| Примирение с супругом | ||
| Увольнение с работы | ||
| и | Серьезные изменения в здоровье или поведении члена семьи | |
| Беременность | ||
| Сексуальные проблемы | ||
| Появление нового члена семьи (рождение, усыновление, приезд и т.д.) | ||
| Серьезное деловое изменение (реорганизация, банкротство и т.д.) | ||
| Крупное изменение в финансовом отношении | ||
| Смерть близкого друга | ||
| Перевод на другое место работы | ||
| Резкое изменение количества ссор с супругом | ||
| Крупная закладная (на покупку дома и т.п.) | ||
| Лишение права пользования закладной или кредитом | ||
| Крупное изменение в степени ответственности на работе (продвижение, перемещение, понижение) | ||
| Сын или дочь покидают семью | ||
| 24. | Юридические проблемы | |
| Крупные достижения на работе | ||
| Жена начинает работать (оставляет работу) | ||
| Начало или окончание формального обучения | ||
| Крупное изменение в условиях жизни | ||
| Изменение личных привычек | ||
| Трудности с шефом | ||
| Крупные изменения в условиях и расписании работы | ||
| Смена места жительства | ||
| Смена школы | ||
| Смена обычного типа отдыха | ||
| Крупные изменения в социальной деятельности | ||
| Небольшой заем или закладная | ||
| Изменения в привычках, связанные со сном | ||
| Изменения в количестве членов семьи, живущих вместе | ||
| Крупные изменения в привычках, связанные с едой | ||
| Отпуск | ||
| Рождество | ||
| Небольшие неприятности с законом |
| Наименование метода | Характеристика метода |
| I. Планирование | Необходимо спланировать решение задач (личных или служебных) на следующий день или ближайшую перспективу. В планах необходимо соотнести личные цели с целями организации |
| 2. Физические упражнения | Физические упражнения, зарядка в течение дня могут помочь избежать стрессов, так как являются хорошим выходом для отрицательной энергии, благотворно влияют на физическое состояние организма |
| 3. Диета | Продолжительный стресс может привести к образованию недостатка витаминов, ослаблению организма и в конечном счете к болезни. Кроме того, во время стресса нарушается нормальный режим питания. Поэтому необходимо выбрать вместе с врачом правильную диету |
| 4. Психотерапия | Необходимо обратиться к психотерапевту, который порекомендует специальные упражнения с учетом сложившейся стрессовой ситуации и порекомендует специалиста-профессионала на основе психоанализа для проведения интенсивной работы один на один |
| 5. Медитация и расслабление | Дальневосточные методы медитации (состояние внутренней сосредоточенности, концентрации внимания на чем-нибудь). Йога, дзен-буддизм, религия, молитва |
Контрольные вопросы и задания:
1. Какое место в системе управления организацией и ее персоналом занимает управление конфликтами и стрессами?
2. Укажите основные функции управления конфликтами и стрессовыми состояниями.
3. Какими правилами следует руководствоваться при воздействии на конфликтную ситуацию?
4. Охарактеризуйте основные методы управления конфликтами.
5. В чем проявляются отрицательные последствия стрессов?
6. Что необходимо предпринимать для нейтрализации стрессов?
Глава 9 Нормативное регулирование конфликтов








