Фрески палеологовского периода

Южный придел Кпл монастыря Хора имеет замечательные росписи. В конхе – сюжет Воскресения с той же характерной динамикой движения. Ниже – ряд святителей. Полотенца из мрамора. На храмовых сводах – новозаветные истории и святые. Самое важное изображение – Страшный Суд. Воскресение в конхе замечательно также необычностью подбора красок. Спас в белых одеждах на фоне белой мандорлы. Ликом святых присущ аскетизм. Страшный суд расположен не на западной стене, а на своде. Христу предстоят обычные Божия Матерь и Предтеча, ангелы, Адам и Ева – у престола. Грешники идут в ад, а праведники летят на облаке в рай.

Также сохранились фрески монастыря Ватопеда. Как и в прочих местах, видим сильное распространение Страстного цикла в палеологовский период. Лицам свойственна эмоциональность.

Крупный художник этого периода – Мануил Панселинас. Он расписал ряд храмов. Лучше всего сохранилась роспись собора в столице Афона. Мануил по своей значимости для греков равен Андрею Рублеву у нас.

В этот период был создан ряд важных ансамблей в городе Листра, столице Марийского дескопата, это юг Греции, древняя Спарта. Здесь видим одно из древнейших изображений Небесной Евхаристии. Изображаются богослужебные тексты, богослужение. Это будет продолжаться и далее, в поствизантийский период.

Кроме темы Страстей, для палеологовского периода важна и тема Преображения. Она присутствует во многих местах. Здесь в Листре видим изображение восхождения, Преображение и схождение с горы. Это от того, что имели место споры, насколько реально было Преображение. Здесь подчеркивается то, что восхождение не было мысленным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: