Живопись

С усилением роли церковного интерьера в византийском храме формировались новые принципы синтеза искусств, воплощенные в стенных плафонных росписях. Развивая традиции позднеантичной живописи, византийцы впервые объединили эмоционально-духовное содержание с декоративным началом. Постепенно сложилась иконография Священного писания- сюжеты, композиции, типы фигур, лиц, атрибуты христианских святых, которые легко воспринимались и запоминались зрителем. В дальнейшем иконографические типы и композиции превратились в утвержденные официальной церковью каноны. Система расположения их как бы утверждала незыблемость церковной иерархии святых. Однако византийцы умели раскрыть одухотворенную красоту образов средствами выразительного силуэта, линий, формы, гармоничных цветовых сочетаний.

Излюбленной техникой стенной живописи Византии стала мозаика. Живописный принцип античной мозаики, рассчитанной на слияние отдельных цветовых пятен в зрительном восприятии, получил здесь дальнейшее развитие. Владея всем богатством красочного спектра, оттенками различной светосилы и густоты, византийцы воспроизводили форму цветовым пятном. Наряду с цветными камнями мозаичисты употребляли смальту (кубики из окрашенных стеклянных сплавов), отличающихся глубиной и звучностью тонов. Краски в мозаиках вспыхивают, сверкают, как в драгоценных камнях. Цвет становится выразителем эмоционального начала. Золотые фоны создают ощущение праздничности и отрешенности от реальной жизни. Высота их различна, и кубики, расположенные на вогнутой поверхности сводов, неровные, все это способствует впечатлению мерцающей среды.

Наиболее полное представление о характере ранневизантийских росписей и их эволюции дают памятники Равенны, отмеченные, однако, и своеобразными местными чертами. В равеннских мозаиках 5 в. можно встретить сюжеты росписей из христианских катакомб. («Христос – Добрый пастырь», Усыпальница Галлы Плацидии); в цикле из жизни Христа (верхняя часть храма Сант – Аполлинаре Нуово, нач. и сер. 6 в.) уже появились стилистические черты, развивающиеся в средневековом искусстве – фронтальные композиции, четкий контур, золотой фон.

Редкий образец византийской светской живописи - две большие мозаики на боковых стенах апсиды церкви Сан-Витале в Равенне (546-548). Они свидетельствуют о прямом влиянии придворного церковного церемониала на характер образов в живописи в 6 в. На одной из мозаик изображен император Юстиниан со свитой, на другой императрица Феодора с приближенными. Современное конкретное событие, ритуальное шествие трактовано как тема торжественного церемониала и возвеличения императорской власти. В остроте характеристик изображенных византийский мастер не уступает создателям фаюмских портретов. В центре молодой мужественный император; по сторонам от него – архиепископ Максимилиан с аскетичным лицом фанатика; важный и тупой придворный; телохранитель с хитрой усмешкой; священники с иступленными лицами. Всем им присуще, однако, единое экстатическое состояние. Доминанта духовного начала подчеркнута у всех одинаково большим размером широко раскрытых глаз с расширенными зрачками, напряженным сверкающим взглядом, погруженным в самопознание.

В мозаике преобладают плоскостное локальное цветовое пятно, экспрессивная графика линий, царит торжественно – размеренный ритм. Он определяет стройность композиций, создает впечатление устойчивости, неизменности порядка. Пурпуровая одежда императора, сверкающая золотом ювелирных украшений, белизна облачений Максимилиана, ярко-красные, оранжевые, фиолетовые цвета одежд воинов и телохранителей, зеленая земля и золотой фон – все подчеркивает восточную пышность изображения, лишая его материально-чувственной конкретности. Удлиненные по пропорциям плоские силуэты фигур, скрытые за складками одеяний, бесплотны, неподвижны.

Если в мозаиках Равенны выражены строгие нормы официального византийского искусства, то в ряде памятников 7в обнаруживается большая свобода творческих исканий. В них чувствуется стремление к возвышенному гармоническому идеалу, проявляется интерес к человеческим переживаниям, к многообразию форм реального мира, воспринимаемого в движении. Традиция античности проступает в образах четырех англов мозаичного свода церкви Успения в Нике (7в., разрушены во время греко-турецкой войны 1917-1922 гг.). Торжественны ангелы, облаченные в парчовые темно-синие хитоны с красными перевязями. Взмах могучих крыльев, переливающихся радужными оттенками, вторит поднятым знаменам, подчеркивая величавость образов. Но лица исполнены жизненности и обаяния; классическая красота становится в них носителем возвышенной одухотворенности. Лицо ангела «Динамис» оживлено трепетным движением; большие глаза мерцают, веки полуопущены, маленький рот полуоткрыт, изгибы бровей нарушают симметрию лица, пряди золотых волос откинуты назад, свободно выбиваются из общей массы. Напряженная экспрессия равеннских мозаик исчезла. Появилась внутренняя одухотворенность. Линейно – плоскостной стиль Равенны сменился живописной лепкой форм пятном. Обогащая мозаику дополнительными цветами и нежнейшими, часто контрастирующими полутонами, неизвестный мастер достиг слитности форм и цвета, подметил взаимосвязь цветов окружающих предметов, усиливая чувственную выразительность образов. Почти иллюзионистично исполнена держава светло-зеленого прозрачного стекла в руке ангела. Сквозь сферу державы просвечивают розовые, голубые и зеленые тона ладони и синяя подкладка перевязи – детали, наблюдаемые художником в реальности.

Те же тенденции к отображению жизненных наблюдений модно видеть в памятниках, находящихся на территории Италии: в фреске Санта- Мария ди Кастельсеприо вблизи Милана (7-нач.8в.), в которой ощущается влияние античных прообразов, в церкви Санта- Мария Антиква на Римском форуме (7-нач. 8 в.). искусство здесь ориентируется не на пафос государственных идей Великой империи, оно соразмерно более скромному укладу социальной жизни.

Усиление живой струи в византийской живописи 7в было вызвано тем, что нормы официального придворного искусства перестали на некоторое время играть определяющую роль, это связано с ослаблением мировой рабовладельческой державы Юстиниана в конце 6 – нач. 7 в.

Отделение от Византии ряда областей способствовало сокращению ее в небольшое государство, сосредоточившееся в Малой Азии. Завоеватели, «варварские народы», в частности славяне, с их общинными отношениями внесли изменения в этнический состав населения Византии, создали новую социальную почву для художественного творчества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: