Церковь Сант-Аполлинаре Нуово. Италия

равномерную освёщенность внут­реннего пространства.

Большой трёхнефной базиликой был главный собор Равенны, по­строенный в начале VI в. королём остготов Теодорихом. Этот вождь варваров в 493 г. завоевал Италию и сделал Равенну своей столицей. В середине IX в. собор стал назы­ваться церковью Сант-Аполлинаре Нуово — Новой церковью Святого Аполлинария. Двадцать четыре ко­лонны, специально доставленные из Константинополя, двумя строй­ными рядами ограждают централь­ный неф. Всё поле стен над их неклассическими расплющенными капителями занято мозаикой — процессиям и мучеников и мучениц, шествующих на восток. Крупные надписи сообщают их имена: Поли­карп, Винсентий, Винсентия, Вале­рия, Криспина... Однако все девушки похожи как сестры — юные, граци­озные, одинаково причёсанные, одинаково одетые, с одинаковыми венцами в руках. Мученики больше отличаются друг от друга, но вся раз­ница сводится к их возрасту и фор­ме бороды. Художник не видел в них индивидуальности, поскольку сходст­во их судеб для верующего было не­сравненно более важным, чем раз­личия: ведь все они стали братьями и сёстрами во Христе.

Внутреннее пространство цент­рического храма собирало моля­щихся в середине, где они пребыва­ли в покое.

В базилике, наоборот, присутст­вует постоянное движение от входа к алтарю. Торопятся вглубь, сокра­щаясь в перспективе, тонкие колон­ны, легко шагают над ними облада­тели мученических венцов, а выше тянутся окна, образующие чёткий метрический ряд. Базилика рассчи­тана на процессии, торжественные церемониальные шествия, её ин­терьер ориентирует вошедшего на действие, движение. Это совершен­но не отвечало характеру визан­тийского богослужения, во время которого молящиеся не перемеща­лись по храму, а действия священно­служителей происходили преиму­щественно в его восточной и центральной частях.

КАНОНЫ ВИЗАНТИЙСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ

Византийская архитектура не обладала такой степенью смысловой насыщенности, как живопись. Однако она не могла оставаться безразличной к происходившему внутри храма богослужебному действу. Согласно Апос­тольским Постановлениям, храм должен был быть про­долговатым, как корабль, обращенным на восток (в сто­рону Иерусалима, где ожидалось Второе пришествие Христа) и иметь в восточной части помещение для ал­таря. В алтаре размещался престол — возвышение, на котором происходило пресуществление Святых Даров (превращение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы). Считалось, что храмы лучше всего ставить на откры­тых и высоких местах: слово «алтарь» происходит от латинского сочетания «alta ara» — «высокий жертвен­ник». Позднее с северной стороны от алтаря стали уст­раивать жертвенник, также с престолом, но меньшего размера. Там готовили хлеб и вино для таинства пре­существления (евхаристии). Помещение с южной сто­роны — дьяконник — служило для хранения богослу­жебных сосудов и одежд.

Очевидно, с IV столетия восточную часть храма стали отделять невысокой стенкой или колоннадой; проёмы между колоннами и входной проём занавеши­вались кусками ткани. В житии Святого Василия Ве­ликого устройство первой алтарной преграды припи­сывается Василию. По словам жития, он имел от Бога особую благодать: во время его служения Святой Дух входил в висящего над престолом золочёного голубя, крылья которого начинали трепетать. Однажды Васи­лий, как обычно, совершал службу, но голубь оставал­ся недвижим. Святой оглянулся и увидел, что прислу­живавший ему дьякон отвлёкся от богослужения и смотрит на молодую прихожанку. С тех пор Василий повелел оградить клириков от соблазнов.

Преграда возникла, чтобы отделять священнослу­жителей, когда они окончательно выделились в особую социальную группу, от мирян. Кроме того, алтарная преграда придавала евхаристическому действу особую торжественность, окутывая происходившее покро­вом тайны. Отделённая алтарная часть оказалась противопоставленной остальному пространству церк­ви и приобрела символическое значение рая.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: