Современная структура педагогики

К традиционным структурным направлениям научных педаго­гических исследований относятся:

•общая педагогика — исследует основные закономерности обра­зования;

•история педагогики — изучает развитие педагогических идей и практики образования на разных этапах культурно-исторического, общественного развития;

возрастная педагогика (дошкольная, школьная, педагогика взрос­лых) — изучает возрастные аспекты обучения и воспитания;

коррекционнаяпедагогика: сурдопедагогика (обучение и воспита­ние глухих и слабослышащих), тифлопедагогика (обучение, воспита­ние слепых и слабовидящих), логопедия (обучение, воспитание детей


Глава 2. История становления педагогической пауки и практики 43

с нарушениями речи), олигофренопедагогика (обучение и воспитание умственно отсталых и детей с задержкой умственного развития);

частные методики {предметные дидактики) — исследуют специ­фику применения общих закономерностей обучения в области пре­подавания отдельных учебных предметов;

"отраслевая педагогика (военная, спортивная, высшей школы, произ­водственная и т.п.).

Процесс дифференциации в педагогической науке продолжает­ся. В последние годы появились такие отрасли, как этноиедагоги-ка, социальная педагогика, ТРИЗ-педагогика и др.

Этнопедагогика — отрасль педагогической науки, изучающая на­родное воспитание, педагогику в различных этносах. Эта область знания имеет непосредственное отношение к традиционной куль­туре воспитания, фольклорной, обыденной педагогике. Она тесно связана с общей, социальной педагогикой, психологией, этнопси­хологией, археологией, фольклористикой и широко использует данные всех общественных и гуманитарных наук.

Предметом этнопедагогики является педагогическая культура рода, племени, народности, нации. Национальные особенности ха­рактера — результат этнического воспитания и влияния соответст­вующей среды, поэтому особую актуальность приобретает исследо­вание традиционной педагогической культуры субэтнических обра­зований (поморов, сибиряков и др.). Необходимо иметь в виду субэтническое своеобразие отдельных регионов, представляющее собой неотъемлемую часть духовно-нравственного богатства наро­да, которое может стать основой для национального возрождения.

В этнопедагогике объект изучения принадлежит области собст­венно педагогики. Метод же может быть частично заимствован из этнологии, этнографии, антропологии и социологии, но при этом должен быть наполнен педагогическим содержанием и применять­ся вместе с чисто педагогическими методами. Сказанное справед­ливо и для этнопедагогического тезауруса: основными являются понятия педагогические, а этнологические и антропологические термины играют вспомогательную роль.

Достижением этнопедагогики является рассмотрение педаго­гических закономерностей как естественно-исторических процес­сов. При этом воспитание выступает как естественная форма деятельности и поведения. Кроме своего прямого назначения эт-нопедагогика содействует взаимопониманию народов. Многие гте-


44 Части I. Педагогика

дагоги по праву утверждают, что в полиэтнической России педа­гогика может эффективно функционировать только в качестве эт-нопедагогики.

Социальная педагогика наука и практика создания системы вос­питательных мероприятий по оптимизации воспитания личности с учетом конкретных условий социальной среды.

Социальная педагогика как наука появилась сравнительно не­давно — во второй половине XX в. в связи с развертыванием науч­но-технической революции и современной урбанизацией. На Запа­де активизируется философия и социология образования и воспи­тания, которые становятся основой рождающейся неопедагогики, или социальной педагогики.

На смену традиционной педагогики неизбежно приходит но­вая, отвечающая современным потребностям общества, педагоги­ка. Уже сейчас в наиболее развитых странах мира формируются ее основы, характеризующиеся открытостью и демократичностью, органической связью с динамично меняющимся социумом, перс­пективами развития человека во взаимосвязи с природной средой и обществом. Социальная педагогика интегрирует в себе достиже­ния традиционной и нетрадиционной педагогики, а также социо­логии, социальной психологии, биологических и антропологиче­ских наук, их основные идеи и принципы.

Для социальной педагогики становятся тесными рамки ее тради­ционных институтов, учебно-воспитательного процесса, основанного на типовых программах и учебниках. Она выходит за стены учеб­но-воспитательных заведений, проникая практически во все области динамичной деятельности и жизни людей, активно вторгается во все сферы общественного хозяйства, в семью, в повседневный быт и до­суг людей. Социальная педагогика осуществляет прорыв из сферы традиционности в разнообразие социальной жизни, определяет мак­симально широкий поиск образовательно-воспитательных воздейст­вий на развивающуюся личность ребенка, заставляет его мыслить и действовать в динамично изменяющемся социуме.

В целом социальная педагогика раскрывает значение конкрет­ных социально-культурных условий среды, их влияние на педагоги­ческий процесс и выполняет роль посредника между социальной средой и отдельными отраслями педагогической науки.

Социальная педагогика не просто расширяет многоаспектное, многогранное пространство своей творческой деятельности, но


Глина 2. История становления педагогической науки и практики 45

прежде всего качественно изменяет свое содержание, социаль­но-воспитательные и образовательные функции, а следовательно, подходы, формы и методы достижения самых разнообразных и многочисленных задач.

Главные функции социальной педагогики — обобщение накоп­ленного обществом социального опыта, исследование проблемы подготовки человека к жизни в реальных исторических условиях с учетом интересов существования общественных групп. При этом принимаются во внимание ценностные ориентации ребенка, кото­рые формируют семья, школа, среда, а также позиции самой лич­ности как субъекта самосовершенствования и изменения среды.

Прямыми носителями функций социальной педагогики, ее кон­кретными субъектами становятся подготавливающиеся в нашей стране новые специалисты — социальный педагог и социальный ра­ботник. Специфика работы социального педагога в отличие от школьного учителя или другого работника народного образования заключается в том, что ему приходится работать непосредственно с семьей, во внешкольных организациях, на «улице». Он должен обладать конкретными знаниями об особенностях возрастного раз­вития и закономерностях формирования коллектива, о природе и характере народной педагогики и социально-психологических ме­ханизмах группового сплочения, уметь вести педагогическое иссле­дование и оказывать психологическую помощь.

В настоящее время проводится интенсивная работа по подго­товке новых кадров. Недавно в России создана Ассоциация соци­альных педагогов, которая, объединив ученых и практиков, распо­лагает необходимым научно-организационным потенциалом.

ТРИЗ-педагогика — педагогическое направление, раскрывающее сущность, цели, задачи процесса воспитания и обучения, основан­ное на общих законах теории решения изобретательских задач (Альтпгуллер Г.С., 1946).

В основе ТРИЗ-педагогики лежат:

•методики и технологии, позволяющие овладеть способами снятия психологической инерции;

•методология решения проблем, основанная на законах разви­тия систем, общих принципах разрешения противоречий и меха­низмах приложения их к решению конкретных творческих задач;

воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности (ТРТЛ).


46 Часть I. Педагогика

Эффективность ТРИЗ-педагогики заключается в ее инструмен-тальности и достаточной гарантированности формирования иссле­довательских функций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: