К традиционным структурным направлениям научных педагогических исследований относятся:
•общая педагогика — исследует основные закономерности образования;
•история педагогики — изучает развитие педагогических идей и практики образования на разных этапах культурно-исторического, общественного развития;
•возрастная педагогика (дошкольная, школьная, педагогика взрослых) — изучает возрастные аспекты обучения и воспитания;
• коррекционнаяпедагогика: сурдопедагогика (обучение и воспитание глухих и слабослышащих), тифлопедагогика (обучение, воспитание слепых и слабовидящих), логопедия (обучение, воспитание детей
Глава 2. История становления педагогической пауки и практики 43
с нарушениями речи), олигофренопедагогика (обучение и воспитание умственно отсталых и детей с задержкой умственного развития);
• частные методики {предметные дидактики) — исследуют специфику применения общих закономерностей обучения в области преподавания отдельных учебных предметов;
"отраслевая педагогика (военная, спортивная, высшей школы, производственная и т.п.).
Процесс дифференциации в педагогической науке продолжается. В последние годы появились такие отрасли, как этноиедагоги-ка, социальная педагогика, ТРИЗ-педагогика и др.
Этнопедагогика — отрасль педагогической науки, изучающая народное воспитание, педагогику в различных этносах. Эта область знания имеет непосредственное отношение к традиционной культуре воспитания, фольклорной, обыденной педагогике. Она тесно связана с общей, социальной педагогикой, психологией, этнопсихологией, археологией, фольклористикой и широко использует данные всех общественных и гуманитарных наук.
Предметом этнопедагогики является педагогическая культура рода, племени, народности, нации. Национальные особенности характера — результат этнического воспитания и влияния соответствующей среды, поэтому особую актуальность приобретает исследование традиционной педагогической культуры субэтнических образований (поморов, сибиряков и др.). Необходимо иметь в виду субэтническое своеобразие отдельных регионов, представляющее собой неотъемлемую часть духовно-нравственного богатства народа, которое может стать основой для национального возрождения.
В этнопедагогике объект изучения принадлежит области собственно педагогики. Метод же может быть частично заимствован из этнологии, этнографии, антропологии и социологии, но при этом должен быть наполнен педагогическим содержанием и применяться вместе с чисто педагогическими методами. Сказанное справедливо и для этнопедагогического тезауруса: основными являются понятия педагогические, а этнологические и антропологические термины играют вспомогательную роль.
Достижением этнопедагогики является рассмотрение педагогических закономерностей как естественно-исторических процессов. При этом воспитание выступает как естественная форма деятельности и поведения. Кроме своего прямого назначения эт-нопедагогика содействует взаимопониманию народов. Многие гте-
44 Части I. Педагогика
дагоги по праву утверждают, что в полиэтнической России педагогика может эффективно функционировать только в качестве эт-нопедагогики.
Социальная педагогика — наука и практика создания системы воспитательных мероприятий по оптимизации воспитания личности с учетом конкретных условий социальной среды.
Социальная педагогика как наука появилась сравнительно недавно — во второй половине XX в. в связи с развертыванием научно-технической революции и современной урбанизацией. На Западе активизируется философия и социология образования и воспитания, которые становятся основой рождающейся неопедагогики, или социальной педагогики.
На смену традиционной педагогики неизбежно приходит новая, отвечающая современным потребностям общества, педагогика. Уже сейчас в наиболее развитых странах мира формируются ее основы, характеризующиеся открытостью и демократичностью, органической связью с динамично меняющимся социумом, перспективами развития человека во взаимосвязи с природной средой и обществом. Социальная педагогика интегрирует в себе достижения традиционной и нетрадиционной педагогики, а также социологии, социальной психологии, биологических и антропологических наук, их основные идеи и принципы.
Для социальной педагогики становятся тесными рамки ее традиционных институтов, учебно-воспитательного процесса, основанного на типовых программах и учебниках. Она выходит за стены учебно-воспитательных заведений, проникая практически во все области динамичной деятельности и жизни людей, активно вторгается во все сферы общественного хозяйства, в семью, в повседневный быт и досуг людей. Социальная педагогика осуществляет прорыв из сферы традиционности в разнообразие социальной жизни, определяет максимально широкий поиск образовательно-воспитательных воздействий на развивающуюся личность ребенка, заставляет его мыслить и действовать в динамично изменяющемся социуме.
В целом социальная педагогика раскрывает значение конкретных социально-культурных условий среды, их влияние на педагогический процесс и выполняет роль посредника между социальной средой и отдельными отраслями педагогической науки.
Социальная педагогика не просто расширяет многоаспектное, многогранное пространство своей творческой деятельности, но
Глина 2. История становления педагогической науки и практики 45
прежде всего качественно изменяет свое содержание, социально-воспитательные и образовательные функции, а следовательно, подходы, формы и методы достижения самых разнообразных и многочисленных задач.
Главные функции социальной педагогики — обобщение накопленного обществом социального опыта, исследование проблемы подготовки человека к жизни в реальных исторических условиях с учетом интересов существования общественных групп. При этом принимаются во внимание ценностные ориентации ребенка, которые формируют семья, школа, среда, а также позиции самой личности как субъекта самосовершенствования и изменения среды.
Прямыми носителями функций социальной педагогики, ее конкретными субъектами становятся подготавливающиеся в нашей стране новые специалисты — социальный педагог и социальный работник. Специфика работы социального педагога в отличие от школьного учителя или другого работника народного образования заключается в том, что ему приходится работать непосредственно с семьей, во внешкольных организациях, на «улице». Он должен обладать конкретными знаниями об особенностях возрастного развития и закономерностях формирования коллектива, о природе и характере народной педагогики и социально-психологических механизмах группового сплочения, уметь вести педагогическое исследование и оказывать психологическую помощь.
В настоящее время проводится интенсивная работа по подготовке новых кадров. Недавно в России создана Ассоциация социальных педагогов, которая, объединив ученых и практиков, располагает необходимым научно-организационным потенциалом.
ТРИЗ-педагогика — педагогическое направление, раскрывающее сущность, цели, задачи процесса воспитания и обучения, основанное на общих законах теории решения изобретательских задач (Альтпгуллер Г.С., 1946).
В основе ТРИЗ-педагогики лежат:
•методики и технологии, позволяющие овладеть способами снятия психологической инерции;
•методология решения проблем, основанная на законах развития систем, общих принципах разрешения противоречий и механизмах приложения их к решению конкретных творческих задач;
•воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности (ТРТЛ).
46 Часть I. Педагогика
Эффективность ТРИЗ-педагогики заключается в ее инструмен-тальности и достаточной гарантированности формирования исследовательских функций.