Цели и задачи образования

Образование традиционно определяется как создание человека по образу и подобию Бога. В таком определении содержится и ре­лигиозный смысл, и светская культурно-историческая трактовка. Истоки самого понятия «образование» находятся в раннем Средне­вековье и соотносятся с понятием «образ», «образ Божий». В рели­гиозной модели мира человек рассматривается как созданный но образу и подобию Бога, а процесс его уподобления Божественному образу рассматривается как процесс образования человека. Начи­ная с эпохи Возрождения, когда человек сам становится ценно­стью, образование рассматривается как способ его саморазвития, приобщения к культуре, формирования мировоззренческих ценно­стей и установок. Образование становится способом создания свое­го образа, личности. При этом образ культуры проецируется на со­держание, организацию и методы, используемые в образовании.

Цель образования имеет как внешнюю, так и внутреннюю на­правленность. Внешняя цель образования как государственного ин­ститута состоит в жизнеобеспечении общества в конкретно-истори­ческих условиях, в развитии его производительных сил, общей куль­туры и цивилизованности, в укреплении гражданского статуса отношений и морально-правовых устоев членов общества. Внутрен­няя целевая направленность образования заключается в развитии личностного потенциала, в овладении прочными знаниями, умения­ми и навыками с возможностью их применения на практике.

Раскрытие личностного потенциала в процессе исторического развития общества не совершается автоматически. Оно требует це­ленаправленных усилий со стороны социального окружения, и эти усилия должны быть направлены как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реали­зацию открывающихся на каждом историческом этапе новых воз­можностей для духовно-нравственного совершенствования челове-

4-4455


50 Часть I. Педагогика

ка. В этом процессе реальная возможность развития личности мо­жет быть обеспечена только всей совокупностью материальных и духовных ресурсов общества.

Однако наличие объективных условий само по себе еще не ре­шает задачу эффективного формирования полноценно развитой личности. Необходима организация систематического процесса обучения и воспитания, построенного на знании объективных воз­растных особенностей развития личности и общих закономерно­стей процесса усвоения знаний, умений, навыков.

Сегодня человека можно назвать образованным, если он владе­ет идеями, принципами и методами, которые определяют общий подход к рассмотрению многообразных фактов и явлений окружа­ющей действительности, и располагает высоким уровнем развитых способностей, умением применять изученное к возможно больше­му числу частных случаев.

Образование в современном обществе — это общественно орга­низуемый и нормируемый процесс (и его результат) постоянной передачи знаний и социально значимого опыта, в ходе которого происходит становление личности.

В процессе культурно-исторического развития общества пред­ставления о социальных функциях человека изменяются. Это, в свою очередь, опосредует те социальные требования, которые предъявляются к личности. Под влиянием этих факторов формиру­ются две важнейшие составляющие образовательного процесса — структура и содержание образования.

Образование является процессом, структура которого харак­теризуется такими составляющими, как усвоение индивидом опы­та, накопленного в процессе культурно-исторического развития общества, воспитание социально приемлемых и одобряемых форм поведения, интеллектуальное и физическое развитие. Тем самым образование детерминировано определенными представ­лениями о социальных функциях человека, принятыми в обще­стве в данный момент времени. Эти структурные элементы опре­деляют содержание образования, т.е. именно от них зависит тот комплекс социально значимого опыта, усвоение которого необхо­димо подрастающему поколению для эффективного включения в жизнь общества.

Образование осуществляется в ходе педагогического процесса, который представляет собой комплекс целенаправленных педаго-


Глава 3. Образование как глобальный объект педагогики 51

гических воздействий. Их целью является передача подрастающе­му поколению знаний об окружающем мире, социального опыта, накопленного в процессе культурно-исторического развития обще­ства, а также выработка социально приемлемых и социально одоб­ряемых форм поведения. То есть в рамках педагогического процес­са путем целенаправленного развития интеллектуального, нравст­венного, эстетического и физического потенциала решается важнейшая задача общества по формированию личности.

Педагогическая наука, которая позволяет не только анализиро­вать и систематизировать достижения педагогической практики, но и теоретически прогнозировать и моделировать дальнейшее развитие педагогического процесса.

Педагогическая практика, которая выявляет эффективность применения тех или иных педагогических теорий и моделей.

Социальный заказ, потребности государства и общества в сфере образования. Влияние этого источника на развитие педа­гогического процесса чрезвычайно велико. История педагогики показывает, что государство через систему образования способ­но инициировать, фасилитировать или дискредитировать те или иные тенденции педагогического процесса. Общество, разви­ваясь, диктует насущную потребность в подготовке специали­стов, которые могут быть востребованы в новых политических и социально-экономических условиях. Это влияет и на формули­ровку задач обучения и воспитания, и на определение содержа­ния педагогического процесса, и на выбор адекватных методов и средств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: