Перед педагогикой как наукой о воспитании стоит задача точно и ясно установить, как должно быть организовано воспитательное воздействие на личность, какие оно может принимать формы, какими пользоваться приемами и куда быть направлено. Другая задача заключается в том, чтобы уяснить, каким законам подчиняется самое развитие человеческого организма. В зависимости от этого педагогика охватывает несколько отдельных областей знания. С одной стороны, поскольку она ставит проблему развития ребенка, она включается в цикл наук биологических, т.е. естественных. С другой* поскольку всякое воспитание ставит себе известные идеалы, цели или нормы, постольку оно должно иметь дело с философскими или нормативными науками. Отсюда возникает постоянный спор в педагогике относительно философской и биологической сторон этой науки. Несомненно, что педагогика занимает пограничное положение между теми и другими.
Будучи вполне своеобразной эмпирической наукой, педагогика опирается на вспомогательные науки — на социальную этику, которая указывает общие цели и задачи воспитания, и на психологию с физиологией, которые указывают средства для решения этих задач.
|
|
Рассмотрим наиболее традиционные связи педагогики с другими науками.
Философия и педагогика. Эта связь обусловливается самой сущностью философского, мировоззренческого осмысления места человека в мире. От системы философских взглядов, которых придерживаются педагоги-исследователи, зависит направление педагогического поиска, определение целевых и технологических подходов к моделированию образовательного процесса. Методологическая функция философии проявляется в том, что она разрабатывает систему общих принципов и способов научного познания, которым подчиняется и педагогическое знание. Философия является теоретической основой осмысления педагогического опыта и создания новых педагогических концепций.
Глава 2. История становления педагогической науки и практики 47
Психология и педагогика. Эта связь традиционна, так как педагогика не может не учитывать механизмы, законы психической деятельности и развития личности, которые изучает психология. Выдающиеся педагоги всегда строили свои теоретические концепции, соотносясь с этими закономерностями, особенностями, свойствами и возможностями, изучаемыми в психологии.
Биология и педагогика. Одна из важнейших задач для педагогики — проблема соотношения природных и социальных факторов развития человека, поэтому педагогика опирается на биологические исследования, изучающие индивидуальное развитие человека.
|
|
Медицина и педагогика. Эта связь привела к появлению коррек-ционной педагогики как специальной отрасли педагогического знания, предметом которой является образование детей, имеющих врожденные или приобретенные отклонения в развитии.
Социология и педагогика. Обе эти науки связаны планированием образования, выявлением основных тенденций развития социальных групп, закономерностей социализации личности.
Политология и педагогика. Эта связь обусловлена тем, что образовательная политика всегда являлась отражением государственной идеологии. Педагогика стремится выявить условия и механизмы становления человека в качестве субъекта политического сознания.
В настоящее время мы видим, что один из важнейших видов человеческой деятельности — воспитание детей — претерпел за многовековую историю своего развития существенные изменения, превратившись из бытового процесса в научно обоснованный системный комплекс воздействия, основанный на результатах теоретических и практических исследований в области педагогики, психологии, физиологии, социологии и других наук.
Появление такого комплексного, системного подхода к воспитанию и обучению обусловлено не только естественным развитием педагогической науки, которой, как любой области человеческой деятельности, присуще постоянное стремление к прогрессу, но и назревшим кризисом существующей системы образования.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1.Какие условия привели к выделению педагогики как самостоятельной облас
ти научного знания?
2. Проиллюстрируйте на примерах связь педагогической науки с практикой
обучения и воспитания.
48 Часть I. Педагогика
3. Какая педагогическая теория, на Ваш взгляд, может быть положена в основу создания эффективной образовательной системы? Приведите аргументы.
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
1. Вклад древнегреческих философов в методологию педагогики.
2. Особенности развития педагогической теории и практики в советский пе
риод (1917-1991).
3. Современное состояние отечественной педагогической науки.
ЛИТЕРАТУРА
1. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. Ростов н/Д, 2000.
2. Жураковский Т.Е. Очерки по истории античной педагогики. М., 1963.
3. Константинов И.А., Мединский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. М.,
1982.
4. Малькова З.А. Школа и педагогика за рубежом. М., 1983.
5. Пряникова ВТ., Рывкин З.И. История образования и педагогической мысли.
М., 1995.
6. Психология и педагогика / Под ред. А.А. Радушна. М., 1999.
7. Счастенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. М., 1998.
Глава 3. Образование как глобальный объект педагогики