Связь педагогики с другими науками. Перед педагогикой как наукой о воспитании стоит задача точно и ясно установить, как должно быть организовано воспи­тательное воздействие на личность

Перед педагогикой как наукой о воспитании стоит задача точно и ясно установить, как должно быть организовано воспи­тательное воздействие на личность, какие оно может принимать формы, какими пользоваться приемами и куда быть направлено. Другая задача заключается в том, чтобы уяснить, каким законам подчиняется самое развитие человеческого организма. В зависи­мости от этого педагогика охватывает несколько отдельных об­ластей знания. С одной стороны, поскольку она ставит проблему развития ребенка, она включается в цикл наук биологических, т.е. естественных. С другой* поскольку всякое воспитание ставит себе известные идеалы, цели или нормы, постольку оно должно иметь дело с философскими или нормативными науками. Отсю­да возникает постоянный спор в педагогике относительно фило­софской и биологической сторон этой науки. Несомненно, что педагогика занимает пограничное положение между теми и дру­гими.

Будучи вполне своеобразной эмпирической наукой, педагогика опирается на вспомогательные науки — на социальную этику, кото­рая указывает общие цели и задачи воспитания, и на психологию с физиологией, которые указывают средства для решения этих задач.

Рассмотрим наиболее традиционные связи педагогики с други­ми науками.

Философия и педагогика. Эта связь обусловливается самой сущно­стью философского, мировоззренческого осмысления места чело­века в мире. От системы философских взглядов, которых придер­живаются педагоги-исследователи, зависит направление педагоги­ческого поиска, определение целевых и технологических подходов к моделированию образовательного процесса. Методологическая функция философии проявляется в том, что она разрабатывает си­стему общих принципов и способов научного познания, которым подчиняется и педагогическое знание. Философия является теоре­тической основой осмысления педагогического опыта и создания новых педагогических концепций.


Глава 2. История становления педагогической науки и практики 47

Психология и педагогика. Эта связь традиционна, так как педаго­гика не может не учитывать механизмы, законы психической дея­тельности и развития личности, которые изучает психология. Выдающиеся педагоги всегда строили свои теоретические концеп­ции, соотносясь с этими закономерностями, особенностями, свой­ствами и возможностями, изучаемыми в психологии.

Биология и педагогика. Одна из важнейших задач для педагоги­ки — проблема соотношения природных и социальных факторов развития человека, поэтому педагогика опирается на биологиче­ские исследования, изучающие индивидуальное развитие человека.

Медицина и педагогика. Эта связь привела к появлению коррек-ционной педагогики как специальной отрасли педагогического знания, предметом которой является образование детей, имеющих врожденные или приобретенные отклонения в развитии.

Социология и педагогика. Обе эти науки связаны планированием образования, выявлением основных тенденций развития социаль­ных групп, закономерностей социализации личности.

Политология и педагогика. Эта связь обусловлена тем, что образо­вательная политика всегда являлась отражением государственной идеологии. Педагогика стремится выявить условия и механизмы становления человека в качестве субъекта политического созна­ния.

В настоящее время мы видим, что один из важнейших видов че­ловеческой деятельности — воспитание детей — претерпел за мно­говековую историю своего развития существенные изменения, превратившись из бытового процесса в научно обоснованный сис­темный комплекс воздействия, основанный на результатах теоре­тических и практических исследований в области педагогики, пси­хологии, физиологии, социологии и других наук.

Появление такого комплексного, системного подхода к воспи­танию и обучению обусловлено не только естественным развитием педагогической науки, которой, как любой области человеческой деятельности, присуще постоянное стремление к прогрессу, но и назревшим кризисом существующей системы образования.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1.Какие условия привели к выделению педагогики как самостоятельной облас­
ти научного знания?

2. Проиллюстрируйте на примерах связь педагогической науки с практикой
обучения и воспитания.


48 Часть I. Педагогика

3. Какая педагогическая теория, на Ваш взгляд, может быть положена в основу создания эффективной образовательной системы? Приведите ар­гументы.

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Вклад древнегреческих философов в методологию педагогики.

2. Особенности развития педагогической теории и практики в советский пе­
риод (1917-1991).

3. Современное состояние отечественной педагогической науки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. Ростов н/Д, 2000.

2. Жураковский Т.Е. Очерки по истории античной педагогики. М., 1963.

3. Константинов И.А., Мединский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. М.,

1982.

4. Малькова З.А. Школа и педагогика за рубежом. М., 1983.

5. Пряникова ВТ., Рывкин З.И. История образования и педагогической мысли.

М., 1995.

6. Психология и педагогика / Под ред. А.А. Радушна. М., 1999.

7. Счастенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. М., 1998.


Глава 3. Образование как глобальный объект педагогики


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: