Каждый урок имеет структуру (взаимосвязанные элементы), которая зависит от содержания учебного материала, дидактических целей и задач, возрастных особенностей учащихся и особенностей класса как коллектива. Однако есть общие структурные компоненты (части, фазы) этой формы организации обучения.
Проведение любого урока состоит из трех фаз: подготовительной, фазы активного обучения, фазы оценивания результатов урока. Содержание этих фаз можно представить следующей схемой, разработанной Э. Стоунсом.
Глава 6. Общие положения дидактики ] 25
I. Подготовка
1.Определение целей урока в терминах научения учеников.
2. Анализ цели урока с тем, чтобы выявить его основные эле
менты.
3. Определение ключевых характеристик, понятий и навыков,
которым будут научаться ученики.
4. Проверка наличного уровня владения учениками предме
том, которому их будут учить.
5. Принятие решения о том, как обеспечить постепенное нау
чение, гарантирующее ученику высокий уровень успешности.
6. Принятие решения о типе осуществляемых учениками дей
ствий, о характере обратной связи, которую следует обеспечить, о
способах предъявления учебного материала и оценке степени его
усвоения.
|
|
П. Обучение
7. Объяснение в начале урока характера нового материала, ко
торым ученики должны овладеть.
8. Обеспечение примеров, дающих представление обо всем
диапазоне ключевых характеристик изучаемых понятий.
9. Упорядочивание примеров с тем, чтобы обучение понятиям
было экономичным и эффективным.
10. Приведение контрпримеров, не относящихся к утопиче
ским понятиям.
И. Приведение новых примеров с тем, чтобы расширить понимание понятий.
12. Помощь учащимся на начальных этапах научения. Сначала
она значительна, но постепенно сходит на нет, когда учащиеся мо
гут продемонстрировать научение без посторонней помощи.
13. Поощрения учеников теми или иными способами, позволя
ющие им почувствовать, что научение идет успешно, и повышаю
щие их заинтересованность в обучении.
14. Стимулирование учеников к самостоятельному объяснению
новых понятий посредством вопросов, подсказок, выдвижения ги
потез и т.п.
15. Увеличение уровня мотивации всех учеников посредством
обеспечения высокого уровня успешности в научении.
16. Обеспечение обратной связи с деятельностью учеников на
всех стадиях их научения.
126 Часть I. Педагогика
17. При обучении двигательным навыкам упорядочивание кон
трольных практических занятий относительно меняющихся усло
вий выполнения навыка.
18. При обучении двигательным навыкам обеспечение плавно
го перехода от одного поднавыка к другому.
|
|
19. Поощрение учеников к самостоятельным, аналитическим и
эвристическим решениям проблем.
III. Оценивание
20. Проверка умения учеников применять усвоенное научение
в новых ситуациях (перенос на меняющиеся условия).
21. Оценка заинтересованности учеников в изучаемом ими
предмете.
22. Сравнение достижений учеников с целями данного урока.
Подобное деление на фазы учебного процесса может быть применимо и при изучении целостной темы или раздела учебной программы.
Многообразие структур урока, методов их организации и дидактических целей предполагает разнообразие и их типов.
Приведем классификацию уроков (по Б.П. Есипову) с рассмотрением их структурных особенностей.
1.Урок ознакомления учащихся с новым материалом или сооб
щения новых знаний. Структура такого урока: повторение предыду
щего материала, который является основой для изучения нового;
объяснение учителем нового материала и работа с учебником; про
верка понимания и первичное закрепление знаний; задание на дом.
2. Урок закрепления знаний. Его структура: проверка домашне
го задания; выполнение устных и письменных упражнений; провер
ка выполнения заданий; задание на дом.
3. Урок выработки и закрепления умений и навыков. Предпо
лагает воспроизведение теоретических знаний; выполнение прак
тических заданий и упражнений; проверка самостоятельно выпол
ненных работ; задание на дом.
4. Урок обобщения и систематизации знаний. Такие уроки про
водятся в конце изучения отдельных тем, разделов, учебных кур
сов. Их обязательными элементами являются вступление и заклю
чение учителя, а само повторение и обобщение материала прово
дится в форме кратких сообщений и беседы учителя с учащимися.
5. Урок проверки знаний, умений и навыков. Основные задачи
такого урока — выявление уровня обученности учащихся и установ-
Глава 6. Общие положениядидактики 127
ление недостатков в овладении материалом. При этом могут использоваться письменные или устные формы контроля.
6. Комбинированный (смешанный) урок. Его примерная структура: проверка домашней работы и опрос учащихся; изучение нового материала; первичная проверка его усвоения; упражнения на закрепление новых знаний; повторение ранее изученного в виде беседы; проверка и оценка знаний учащихся; задание на дом.
Обязательными элементами всех обозначенных выше типов уроков являются: организационный момент (постановка цели и обеспечение ее принятия; актуализация учебной мотивации и установка на восприятие, осмысление и запоминание материала; создание рабочей обстановки) и подведение итогов урока (фиксация достижения целей урока; определение степени участия в их достижении каждого ученика и класса в целом; оценка работы и определение дальнейших перспектив).
На любом уроке могут быть использованы фронтальные, групповые и индивидуальные формы работы. При фронтальном обучении педагог управляет учебно-познавательной деятельностью всего класса, который работает над единой задачей. При групповых формах класс делится на пары или небольшие группы (обычно по 3—6 человек в каждой). Группы получают определенное задание и выполняют его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя. Индивидуальная работа предполагает самостоятельное выполнение учащимися одинаковых или дифференцированных заданий. Традиционно фронтальная и индивидуальная формы организации учебного процесса используются чаще, а групповая — реже.