Внеурочные формы организации педагогического процесса

Экскурсия — специфическое учебно-воспитательное занятие, проводимое на предприятии, в музее, на выставке, в лесу и т.п. Специфика этой формы организации учебного процесса способст­вует накоплению наглядных представлений и жизненных фактов; помогает учащимся устанавливать связи теории с практикой, обучения с жизнью; позволяет решать задачи эстетического и нрав­ственного воспитания. В зависимости от объекта наблюдения эк­скурсии подразделяют на производственные, природоведческие, краеведческие, литературные, географические и т.п. По учеб­но-воспитательным целям они могут быть обзорными и тематиче-


128 Часть!. Педагогика

скими. По месту и структуре — вводными или предваряющими, те­кущими и итоговыми. Экскурсию может проводить сам педагог или экскурсовод, знающий специфику возрастного восприятия учащих­ся. При этом педагог остается организатором и руководителем по­знавательной деятельности детей на протяжении всей экскурсии.

Дополнительные занятия проводятся с целью восполнения про­белов в знаниях, умениях, навыках или удовлетворения повышен­ного интереса к учебному предмету (факультативные занятия). В первом случае учитель повторяет объяснение темы и разъясняет отдельные вопросы, а на факультативных занятиях решаются зада­чи повышенной сложности, даются рекомендации по самостоя­тельному освоению интересующих проблем. Дополнительные заня­тия могут проводиться в индивидуальной или групповой форме.

Консультации в отличие от дополнительных занятий организу­ются по мере необходимости. Различают тематические и обобщаю­щие (например, при подготовке к зачетам или экзаменам) консуль­тации. Они могут проводиться в индивидуальной или групповой форме.

Лекция — это развернутое, продолжительное и системное изло­жение сущности какой-либо учебной, научной, воспитательной или иной проблемы. Основа лекции — теоретическое обобщение, где конкретный фактический материал служит лишь иллюстрацией или необходимым отправным моментом.

Традиционно лекции (наряду с семинарами) являются фор­мой организации учебного процесса в высшей школе, но уже в старших классах общеобразовательной школы используются адап­тированные варианты элементов лекционно-семинарской систе­мы. Школьные лекции (вводные или обобщающие) применяются при изучении как гуманитарных, так и естественно-научных дис­циплин. На таких занятиях учитель не только сообщает или обоб­щает теоретические знания, но и учит школьников приемам конс­пектирования.

Семинары, проводимые в старших классах школы при изучении гуманитарных дисциплин, могут проводиться в форме заранее под­готовленных докладов и сообщений или в опросно-ответной фор­ме. Важной задачей педагога при проведении семинаров является организация коллективного обсуждения изучаемой темы.

Практические и лабораторные занятия применяются при изуче­нии дисциплин естественно-научного цикла, а также в процессе


Глава 6. Общие положения дидактики 129

трудовой и профессиональной подготовки. Такие занятия прово­дятся в учебных кабинетах, лабораториях, мастерских, в учеб­но-производственных комплексах. Обычно работа учащихся орга­низуется индивидуально или небольшими подгруппами и представ­ляет собой выполнение заданий по предложенным алгоритмам (изучение функциональных возможностей приборов и механиз­мов, измерение, сборка, наблюдение и т.п.).

Диспут — организуемое педагогом столкновение мнений с целью формирования у обучающихся суждений и умения защищать свои взгляды, убеждать в них других людей. Ценность диспута за­ключается в том, что знания, полученные в ходе столкновения мне­ний, отличаются глубиной, обобщенностью, прочностью и созна­тельностью усвоения. Диспут требует от педагога тщательной под­готовки, так как важно чтобы вопросы, выносимые на обсуждение, содержали значимую для учащихся проблему.

Конференция — форма организации учебного процесса, которая требует длительной подготовительной работы (проведение наблю­дений, постановка опытов, изучение теоретических источников, обобщение материалов экскурсий и т.п.). Цель учебной конферен­ции — обобщение знаний по какому-либо разделу программы. Кон­ференции могут проводиться по всем учебным предметам или вы­ходить за рамки учебных программ.

Зачеты и экзамены имеют целью систематизацию, закрепление, выявление точности и глубины знаний, умений и навыков обучаю­щихся. Это формы общественной проверки и признаний успехов или неудач в учебной деятельности. Подготовка к зачетам и экзаме­нам заставляет учащихся мобилизоваться на повторение и система­тизацию изученного материала, способствует интенсивному обоб­щению знаний, формирует чувство ответственности. Эти формы организации учебного процесса могут проводиться в виде ответов на экзаменационные билеты, выполнения учащимися самостоя­тельных творческих работ (например, сочинение), контрольного выполнения практических заданий и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: