Функции и управленческая культура руководителя

К основным функциям управленческой деятельности руководи­теля относят:

• информационно-аналитическую;

• мотивационно-целевую;

• планово-прогностическую;

• организационно-исполнительскую;

• контрольно-диагностическую;

• регулятивно-коррекционную.

Эти функции в управлении общеобразовательным учебным за­ведением реализуются директором и его заместителями. На качест­во функционирования учебного заведения влияет способность всех членов управленческого аппарата выполнять свои функцио­нальные обязанности и согласованность действий при реализации управленческих стратегий.

Функг<мона/гьныеойязанностмдиректораобщеобразовательного учебного заведения:

• несет ответственность перед государством и обществом за со­
блюдение требований охраны прав детей, планирует и организует
учебно-воспитательный процесс, осуществляет контроль за его ходом
и результатами, отвечает за качество и эффективность работы учеб­
ного заведения;

• представляет интересы учебного заведения в государственных
и общественных органах;

• создает необходимые условия для организации внешкольной
и внеклассной работы;

• проводит подбор заместителей директора, определяет их
функциональные обязанности, осуществляет расстановку педаго­
гических кадров учебного заведения с учетом мнения педагогиче-

п*


164 Часть J. Педагогика

ского коллектива, учащихся, родителей, назначает классных руководителей;

• принимает на работу и увольняет педагогический, админист­
ративный, учебно-воспитательный и обслуживающий персонал
учебного заведения;

• организует в установленном порядке рациональное использо­
вание выделяемых учебному заведению бюджетных ассигнований;

• по согласованию с советом учебного заведения устанавливает
надбавки к заработной плате творчески работающим учителям;

• создает условия для творческого роста педагогических рабо­
тников учебного заведения, для применения ими передовых форм и
методов обучения и воспитания, для осуществления педагогических
экспериментов;

• несет ответственность за свою деятельность перед соответст­
вующим органом управления образованием.

Управленческая культура руководителя

Управленческая культура руководителя школы представляет со­бой творческую самореализацию личности руководителя в разнооб­разных видах управленческой деятельности, направленной на созда­ние, передачу и усвоение ценностей и технологий в управлении школой. Компонентами управленческой культуры являются аксеоло-гический, технологический и личностно-творческий компоненты.

Аксеологический компонент представлен группой управленче-ско-педагогических ценностей, которые имеют значение в руковод­стве современной школы. Имеющие большую значимость для эф­фективного управления знания, идеи, концепции выступают в качестве управленческо-педагогических ценностей. Такими ценно­стями, в свою очередь, могут быть:

• ценности-цели, раскрывающие значение и смысл цели управ­
ления целостным педагогическим процессом на разных уровнях
иерархии (цели управления системой образования, школой, педаго­
гическим и ученическим коллективами, самовоспитанием и т.д.);

•ценности-знания, раскрывающие значение и смысл школовед-ческих знаний в сфере управления (знание основ управления, внуг-ришкольного менеджмента, критерием эффективности управления педагогическим процессом и т.д.);

•ценности-отношения, которые раскрывают значимость взаи­моотношений между участниками педагогического процесса, отно-


Глава 8. Управление педагогическими системами 165

шения к себе, к своей профессиональной деятельности, межлично­стных отношений в педагогическом коллективе, возможности его формирования и управления;

• ценности-качества, раскрывающие многообразие индивиду­альных, личных, поведенческих качеств руководителя (способно­сти прогнозировать свою деятельность и предвидеть ее последст­вия, способности соотносить свои цели и действия с целями и дейст­виями других, способности к сотрудничеству и т.д.).

Технологический компонент управленческой культуры включает в себя способы и приемы управления педагогическим процессом. Технология внутришкольного управления предполагает решение специфических педагогических задач. Решение данных задач осно­вывается на умениях руководителя-менеджера в области педагоги­ческого анализа и планирования, организации контроля и регули­рования педагогического процесса. Уровень управленческой куль­туры директора школы зависит от уровня овладения приемами и способами решения указанных типов задач.

Личностио-творческмй компонентуправленческойкультурыдирек-тора школы раскрывает управление педагогическими системами как творческий акт. При всей заданной алгоритмичности управления де­ятельность руководителя является творческой. Осваивая ценности управления, руководитель-менеджер их преобразовывает в зависимо­сти от личностных особенностей и особенностей объекта управле­ния. То есть управление педагогическими системами выступает как область приложения и реализации способностей личности руководи­теля, сфера профессиональной и личностной самоактуализации.

8.3. Педагогический анализ, планирование и контроль


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: