Взаимодействие участников целостного педагогического процесса складывается как последовательность взаимосвязанных действий педагогического анализа, целеполагания и планирования, организации, контроля и регулирования.
Виды и содержание педагогического анализа: параметрический (те_ матический и итоговый.
Параметрический анализ направлен на изучение ежедневной информации о ходе и результатах образовательного процесса, выяв-
166 Часть I. Педагогика
ление причин, нарушающих его. Предметом параметрического анализа является изучение текущей успеваемости, дисциплины в классах и школе за день и за неделю, посещаемость уроков и внеклассных занятий, соблюдения расписания занятий и др. Параметрический анализ осуществляется директором школы и его заместителями. Параметрический анализ — это не просто констатация фактов, а их сравнение, обобщение, поиск причин их возникновения и прогнозирование возможных последствий. Результаты такого анализа и принятые на их основе решения требуют оперативного выполнения.
Тематический анализ направлен на изучение более устойчивых, повторяющихся явлений, тенденций в ходе и результатах педагогического процесса. В содержании тематического анализа в большей мере проявляется системный подход к изучению урочной и внеурочной деятельности. Содержание тематического анализа составляют такие комплексные проблемы; как оптимальное сочетание методов обучения, формирование системы знаний учащихся, системы работы учителей, деятельность педагогического коллектива по формированию инновационной среды в школе и др. Опираясь на данные параметрического анализа, руководители школы в ходе тематического анализа подготавливают и обосновывают содержание и технологию итогового анализа.
Итоговый анализ охватывает более значительные временные, пространственные или содержательные рамки. Он проводится по завершении учебной четверти, полугодия, учебного года и направлен на изучение основных результатов, предпосылок и условий их достижения. Информация для итогового анализа складывается из данных параметрического и тематического анализа, итоговых контрольных работ, из данных официальных отчетов, представляемых учителями, классными руководителями, представителями администрации школы и общественных организаций.
Процесс управления любой педагогической системой предполагает постановку целей (целеполагание) и принятие решений (планирование). Педагогическая деятельность целенаправленна. При этом цели и задачи, решаемые педагогами, социально значимы, так как являются отражением общих целей и задач, стоящих перед обществом. Цель управленческой деятельности — это начало, которое определяет общее направление, содержание, формы и методы работы.
Глава 8. Управление педагогическими системами 167
Особенности целеполагания в управлении педагогическими системами состоят в том, что при разработке иерархии целей и задач недостаточно знать лишь объективные требования общества. Необходимо соотнести общую цель управленческой деятельности с возрастными и индивидуально-психологическими особенностями учащихся, когда педагогические цели являются результатом воплощения требований, предъявляемых человеку обществом.
Планирование в управлении школой выступает как принятие решения на основе соотношения результатов педагогического анализа изучаемого явления с запрограммированной целью. Принимаемые решения могут быть рассчитаны на перспективу или направлены на решение текущих оперативных задач. Обычно выделяют следующие виды планов: перспективные, годовые, текущие.
Перспективный план разрабатывается на основе анализа работы школы за последние годы и составляется обычно на 5 лет. Примерная структура перспективного плана:
1.Задачи школы на планируемый срок.
2. Перспективы развития контингента учащихся по годам.
3. Перспективы обновления учебно-воспитательного процесса,
внедрение педагогических инноваций.
4. Возможное количество классов и потребность школы в педа
гогических кадрах.
5. Повышение квалификации педагогических кадров.
6. Развитие материально-технической базы и учебно-методиче
ское оснащение школы (приобретение средств обучения, обновле
ние оборудования, оформление кабинетов, пополнение фондов
библиотеки и др.).
7. Социальная защита педагогов и учащихся, улучшение их
быта, условий труда и отдыха.
Годовой план охватывает весь учебный год, включая летние каникулы. Подготовка такого плана осуществляется в течение текущего учебного года и обычно проходит следующие этапы: в первой учебной четверти директор школы, его заместители и руководители школьных служб изучают новые нормативные, инструктивные документы по вопросам образования; во второй четверти под руководством директора школы создается группа по разработке проекта плана, определяются формы сбора необходимой информации; в третьей четверти анализируется получаемая информация, заслушиваются отчеты о работе членов комиссии, выявляются причины
168 Часть I. Педагогика
возникающих трудностей и пути их устранения; в четвертой четверти обсуждается проект плана на следующий учебный год, котот рый утверждается на заседании совета школы.
Примерное содержание годового плана работы школы:
1.Краткий анализ итогов работы школы за прошедший год и
задачи на новый учебный год.
2. Работа коллектива школы по выполнению всеобуча (меро
приятия, направленные на получение детьми общего и среднего
образования; оказание материальной помощи детям, не имеющим
родителей; организация обучения детей на дому; оказание помощи
трудновоспитуемым, педагогически запущенным детям; создание
условий для индивидуально-творческого развития детей).
3. Деятельность педагогического коллектива по повышению
качества учебно-воспитательного процесса (индивидуализация и
дифференциация обучения, использование современных форм ор
ганизации процесса обучения; внеурочная и внеклассная работа;
развитие ученического самоуправления и др.).
4. Совместная работа школы, семьи, общественности, трудо
вых коллективов по воспитанию учащихся (повышение педагоги
ческой культуры родителей: проведение педагогических лектори
ев, общешкольных педагогических конференций, дней открытых
дверей для родителей, консультирование и др.).
5. Работа с педагогическими кадрами (проведение аттестации
педагогических кадров; организация работы школы передового пе
дагогического опыта; определение содержания деятельности мето
дических объединений; формирование инновационной среды в
школе; проведение педагогических советов, семинаров, конферен
ций, педагогических чтений и др.).
6. Система внутришкольного контроля.
7. Укрепление материальной базы школы (инвентаризация ма
териальных ценностей, программа оформления и переоборудова
ния учебных кабинетов, комплектование фондов школьной биб
лиотеки и др.).
8. Организационно-педагогические мероприятия (тематика засе
даний совета школы, педагогического совета, производственных от
ношений; распределение обязанностей между администрацией шко
лы, единого режима работы, графика дежурства, распределение учеб
ной нагрузки, классное руководство, заведование кабинетами и др.).
Текущий план составляется на учебную четверть и является конкретизацией годового плана.
Глава 8. Управление педагогическими системами 169
Виды, формы и методы внутришкольного контроля
Тематический контроль направлен на углубленное изучение какого-либо конкретного вопроса в системе деятельности педагогического коллектива или отдельного учителя; на младшей или старшей ступени школьного обучения; в отдельном направлении воспитательного процесса. Содержание тематического контроля составляют различные направления педагогического процесса, частные вопросы, изучаемые глубоко и целенаправленно. Содержание тематического контроля составляют вводимые в школе инновации, результаты внедрения передового педагогического опыта.
Фронтальный контроль направлен на всестороннее изучение деятельности педагогического коллектива, методического объединения или отдельного учителя. Поскольку данный вид контроля достаточно трудоемок, на практике его используют не более двух-трех раз в учебном году. При фронтальном контроле деятельности отдельного учителя, например при проведении аттестации, изучаются все направления его работы — учебной, воспитательной, общественно-педагогической, управленческой.
В зависимости оттого, кто или что подвергается контролю, выделяют следующие его формы.
Персональный контроль осуществляется за работой отдельного педагога, может быть тематическим или фронтальным. В деятельности учителя персональный контроль выступает как средство самоуправления педагога, как стимул в его профессиональном становлении.
Классно-обобщающий контроль применяется при изучении группы факторов, влияющих на формирование классного коллектива в учебной и внеучебной деятельности. Предметом такого контроля выступает деятельность учителей, работающих в одном классе, система их работы по индивидуализации и дифференциации, развитие познавательных способностей учащихся, динамика успеваемости учеников, состояние дисциплины и культуры поведения.
Дреймтно-обобм<й/ом<гшконтрольиспользуетсявтехслучаях,ког-да изучается состояние и качество преподавания отдельного предмета в одном классе, в параллели классов или в школе. Для проведения такого контроля привлекается администрация и представители соответствующих методических объединений школы.
Тематически-обобщающий контроль имеет своей целью изучение работы разных педагогов в разных классах, но по отдельным на-
170 Часть 1. Педагогика
правлениям учебно-воспитательного процесса (например, развитие учебной мотивации, формирование основ эстетической кулыу-рыидр.)-
Комплексно-обобщающий контроль используется при осуществлении контроля за организацией изучения ряда учебных дисциплин в одном или нескольких классах. Такой тип контроля, обеспечивающий достоверную, объективную обобщающую информацию, необходим на этапе педагогического анализа, целеполагания, принятия решений и организации их выполнения.