Государственный характер управления системой образования

Управление — это деятельность, направленная на выработку ре­шения, организацию, контроль, регулирование объекта управле­ния в соответствии с заданной целью на основе достоверной ин­формации. Объектами управления могут выступать любые, в том числе и социальные, системы (например, система образования страны, края, области, города или округа). Субъектами управления системы образования выступают Министерство образования РФ, управления образования края, области или города, окружные отде­лы образования.

Общие принципы управления педагогическими системами: •демократизация и гуманизация управления педагогически­ми системами (делегирование прав и полномочий снизу вверх и наоборот);

• системность и целостность в управлении;

• научность — необходимость учета определенных законов и за­
кономерностей развития систем;

•рациональное сочетание централизации и децентрализации;

• единство единоначалия и коллегиальности в управлении;

• оптимальность и эффективность — отбор адекватных и эконо­
мичных методов решения управленческих задач;

• объективность и полнота информации в управлении педагоги­
ческими системами.

Государственный характер системы образования означает преж­де всего, что в стране проводится единая государственная политика в области образования, зафиксированная в Законе Российской Фе­дерации «Об образовании», принятом в 1992 г. В соответствии с за­коном сфера образования в Российской Федерации провозглашает­ся приоритетной, т.е. успехи России в социально-экономической, политической, международной сферах связываются с успехами в си­стеме образования. Приоритетность сферы образования предпола-


Глава S. Управление педагогическими системами 161

гает также первостепенное решение материальных, финансовых проблем системы образования. Организационной основой государ­ственной политики в области образования является Федеральная программа развития образования, принимаемая высшим органом за­конодательной власти — Федеральным Собранием РФ на определен­ный промежуток времени. Федеральная программа — это организа­ционно-управленческий проект, содержание которого определяется как общими принципами государственной политики в сфере образо­вания, так и объективными данными проведенного анализа состоя­ния, тенденций и перспектив развития образования. Поэтому про­грамма содержит три основных раздела: аналитический (освещение состояния и тенденций развития образования); концептуальный (изложение основных целей, задач, этапов программной деятельно­сти) и организационный (определение основных мероприятий и критерии их эффективности).

Государственный характер управления системой образования закреплен следующей совокупностью принципов государственной политики в области образования, сформулированных в Законе РФ «Об образовании».

Гуманистический характер образования, приоритет общечело­веческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного раз­вития личности; воспитание гражданственности и любви к Родине.

Единство федерального, культурного и образовательного про­странства; защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонациональ­ного государства.

Общедоступность образования, адаптивность системы образо­вания к уровням и особенностям развития и подготовки обучаю­щихся воспитанников.

Светский характер образования в государственных, муници­пальных образовательных учреждениях.

Свобода и плюрализм в образовании.

Демократический, государственно-общественный характер управления образованием, автономность образовательных учреж­дений.

Государственный характер управления образованием проявляет­ся также в соблюдении органами управления государственных гаран­тий прав граждан РФ на образование независимо от расы, националь­ности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, социального, иму-

11 -4455


162 Часть 1. Педагогика

щественного и должностного положения, социального происхожде­ния, места жительства, отношения к религии, убеждений.

Органы управления образованием на местах проводят государст­венную политику путем соблюдения государственных образователь­ных стандартов, включающих федеральный и национально-регио­нальный компоненты с установлением обязательного минимума содержания образовательньж программ, максимального объема учеб­ной нагрузки обучающихся, требований к уровню подготовки выпуск­ников. Задача органов управления образованием состоит не только в формальном обеспечении гарантий на образование, но и в создании условий для самоопределения и самореализации личности.

Для последовательного проведения государственной политики в сфере образования в стране создаются соответствующие государ­ственные органы управления образованием: федеральные, ведом­ственные, республиканские, краевые, областные, городские.

Государственные органы управления — министерства образова­ния, управления образованием в краях, областях, автономных окру­гах в границах своей компетенции решают такие вопросы, как раз­работка и реализация целевьж федеральных и международных про­грамм; разработка государственньж стандартов и установление эквивалентности документов об образовании; государственная ак­кредитация образовательных учреждений, расширение границ об­щественной аккредитации; аттестация педагогических кадров; фор­мирование системы образования в стране и конкретном регионе, определение перечня профессий и специальностей, по которым ве­дется профессиональная подготовка; финансирование образова­тельных учреждений, создание государственньж фондов стабилиза­ции и развития системы образования; разработка государственньж нормативов финансирования образовательньж учреждений; прогно­зирование сети образовательных учреждений; контроль за исполне­нием законодательства РФ в бюджетной и финансовой дисциплине в системе образования.

Для современного состояния системы управления образовани­ем наиболее характерен процесс децентрализации, т.е. передача ряда функций и полномочий от высших органов управления низ­шим, при которой федеральные органы разрабатывают наиболее общие стратегические направления, а региональные и местные ор­ганы сосредоточивают усилия на решении конкретных финансо­вых, кадровых, материальных, организационных проблем.


Глава 8. Управление педагогическими системами 163

Общеобразовательная школа как сложная динамическая соци­альная система выступает объектом внутришкольного управления. Такое управление представляет собой целенаправленное созна­тельное взаимодействие участников педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей с целью дости­жения оптимального результата. В дальнейшем процесс управле­ния педагогическими системами рассмотрим на примере системы управления общеобразовательной школой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: