В гл. 1 уже говорилось о том, что психология, ее категориальный аппарат и принципы прошли длительный путь развития. Изменялся и предмет психологии, методы исследования психики. Для того чтобы полнее описать современное состояние психологии, необходимо, хотя бы кратко, остановиться на характеристике тех этапов, которые она прошла в своем развитии.
Первый этап — донаучный — примерно до VII—VI вв. до н.э., т.е. до начала объективных, научных исследований психики, ее содержания и функций. В этот период представления о душе основывались на многочисленных мифах и легендах, на сказках и первоначальных религиозных верованиях, связывающих душу с определенными живыми существами (тотемами).
Второй, научный этап начинается на рубеже VII—VI вв. до н.э. Психология в этот период развивалась в рамках философии, а потому он получил условное название философского периода. Также несколько условно устанавливается и его длительность — до появления первой психологической школы (ассоцианизма) и определения собственно психологической терминологии, отличающейся от принятой в философии или естествознании.
|
|
В связи с некоторой условностью периодизации процесса развития психологической науки возникают и некоторые разночтения при установлении временных границ отдельных этапов. Иногда появление т р е т ь е г о этапа, т.е. выделение психологии в самостоятельную науку, связывают со школой В. Вундта, т.е. с началом развития экспериментальной психологии. Однако психологическая наука определилась как самостоятельная значительно раньше, с осознания независимости своего предмета, уникальности своего положения в системе наук — как науки и гуманитарной, и естественной одновременно, изучающей и внутренние, и внешние (поведенческие) проявления психики. Такое
Глава 2. История развития психологической науки 199
самостоятельное положение психологии было зафиксировано и с появлением ее как предмета преподавания в университетах уже в конце XVTII — начале XIX в. Таким образом, представляется более точным говорить о появлении самостоятельной психологии именно с этого периода, относя к середине XIX в. становление экспериментальной психологии, и переходе ее на ч е т в е р т ы и этап развития.
Но в любом случае необходимо признать, что время существования психологии как самостоятельной науки значительно меньше, чем период ее развития в русле философии. Естественно, что этот период не однороден, и на протяжении более чем 20 веков психологическая наука претерпела существенные изменения. Изменялся и предмет психологии, и содержание психологических исследований, ее взаимоотношения с другими науками.
|
|
В течение длительного времени предметом психологической науки была душа, однако в разное время в это понятие вкладывалось разное содержание. В эпоху античности душа понималась как первооснова тела, по аналогии с понятием «архе» — первооснова мира, основной кирпичик, из которого состоит все сущее. При этом главной функцией души считалось придание телу активности, так как, по мнению первых ученых-психологов, тело является инертной массой, которую приводит в движение именно душа. Душа не только дает энергию для активности, но и направляет ее, т.е. именно душа руководит поведением человека. Постепенно к функциям души добавилось и познание, и таким образом к исследованию активности прибавилось и изучение этапов познания, которое в скором времени стало одной из важнейших проблем психологической науки.
В эпоху Средневековья душа стала предметом прежде всего богословия, что существенно сужало возможности ее научного изучения. Поэтому, хотя формально в то время предмет психологической науки и не изменялся, фактически в область исследования в то время входило изучение видов активности тела и особенностей познания, прежде всего чувственного познания мира. Регулятивная функция, волевое поведение, логическое мышление считались прерогативой божественной воли, боговдохнов-ленной, а не материальной души. Недаром эти аспекты душевной жизни не были частями предмета научного изучения в концепци-
200 Часть П. Психология
ях деизма и томизма (Авиценны, Ф. Аквинского, Ф. Бекона и других ученых).
В Новое время психология, как и другие науки, избавлялась от диктата богословия. Наука стремилась снова, как и в период античности, стать объективной, рациональной, а не сакральной, т.е. основанной на доказательствах, на разуме, а не на вере. Поэтому проблема предмета психологии снова встала со всей актуальностью. В это время еще не было возможности полностью отрешиться от богословского подхода к пониманию души. Поэтому психология меняет свой предмет, становясь наукой о сознании, т.е. о содержании нашего сознания и путях формирования этого содержания. Это давало возможность для психологии отделить свой предмет от предмета богословия в исследованиях души и ее функций.
Однако этот переход привел к тому, что уже к XVIII в. фактическим предметом психологии стало изучение познавательных процессов, в то время как поведение, а также эмоциональные процессы, личность и ее развитие, не вошли в этот предмет. Такое ограничение области исследования на первых порах имело и положительное значение, так как давало психологии, как уже говорилось, возможность избавиться от сакральности, стать объективной, а позднее и экспериментальной наукой. Это также давало ей возможность выделиться в самостоятельную науку, отделив свой предмет, свою область исследования от предмета философии. В то же время такой подход начинал и препятствовать психологии в ее развитии, и поэтому уже к середине XIX в. был пересмотрен.
Благодаря развитию биологии, в том числе теории эволюции Ч. Дарвина, работам Г. Спенсера и других исследователей, психология не только отошла от философии, идентифицировав себя с естественными дисциплинами, но и расширила свой предмет, выведя его, по словам Сеченова, «из поля сознания в поле поведения». Таким образом, кроме познавательных процессов в предмет психологии входят и поведение, и эмоциональные процессы. Важным моментом этого этапа является то, что стремление стать объективной наукой не привело еще к появлению новых методов исследования психики, так как до 80-х гг. XIX в. ведущей остается интроспекция.
Глава 2. История развития психологической науки 201
|
|
Важнейший этап в развитии психологии связан с появлением экспериментальной лаборатории В. Вундта, сделавшего психологию не только самостоятельной, но и объективной, экспериментальной наукой. Однако ассоцианистический подход, на базе которого и выстраивал свою психологию В. Вундт, не мог уже объяснить новые факты душевной жизни, не мог быть распространен на изучение структуры личности, эмоциональных переживаний, творческой активности человека. Ограниченным было и применение тех экспериментов и тестов, которые существовали в психологии в начале XX в.
Это привело ученых к поиску и нового предмета, и новых методов исследования психики. Первые школы, зародившиеся в то время (структурализм, функционализм, Вюрцбургская школа), просуществовали недолго. Однако они показали, что среди психологов не существует уже единого мнения о том, что и как должна изучать психология. Так начался период исканий психологии, адекватной новой ситуации и требованиям времени, который получил название «период методологического кризиса».
Невозможность прийти к единой точке зрения привела к тому, что уже в 1910—1920-х гг. психология разделилась на несколько направлений (пятый этап развития), в каждом из которых был свой предмет и свой метод исследования того, что понималось данным психологическим направлением под психикой. Так в психологии появляются: глубинная психология, бихевиоризм, гештальтпсихология, марксистская психология, а также такие школы, как французская социологическая или понимающая психология.
Со второй половиной XX в. связывают шестой этап развития психологии, когда появляются новые школы и направления — гуманистическая психология, генетическая (или эпистемологическая) психология, а также когнитивная психология, которая сформировалась уже в 60-е гг. Это последняя, появившаяся в XX в. психологическая школа. Таким образом, можно сказать, что с середины XX в. психология вступила в современный (седьмой) этап своего развития, для которого характерно уже не дробление и появление все новых школ, но тенденция к объединению.
|
|
Таблица 2.1
Этапы развития психологии
Название и время | Предмет психологии, его содержание | Методы исследования психики | Основные достижения | |
I этап. Донаучный, до VII— VI вв. до н.э. | Душа — без раскрытия ее конкретного содержания и функций | Нет | Общее представление об охранительной и активной роли души | |
Пэтап. Философский VII— VI вв. до н.э. — конец XVHI -начало ХК в. | Античная психология | Душа — источник активности тела, обладает функциями познания и регулядии поведения | Специальных методов нет, используются методы других наук — философии, медицины, математики при исследовании содержания и функций души | Определение основных проблем психологии, связанных с исследованием познания, активности души, способов регуляции поведения и пределов свободы человека |
Психология Средневековья | Душа, исследование ее видов, активности тела и особенностей познания, прежде всего чувственного познания мира | Появление собственно психологического метода — интроспекции | Развитие психофизических исследований и первых работ по психологии масс | |
Психология Возрождения и Нового времени | Сознание — его содержание и пути его формирования | Интроспекция и частично логика — методы индукции, дедукции, анализа и т.д. | Развитие рационалистического и сенсуалистического (эмпирического) подхода к психике, появление первых теорий эмоций и теории рефлекса, а также первой попытки ввести в предмет психологии бессознательное |
Продолжение табл. 2. ]
Название и время
Предмет психологии, его содержание
Методы исследования психики
Основные достижения
Ш этап.
Ассоцианистическая
психология,
конец ХУШ -
начало ХЖ в. —
середина XIX в.
Сознание, состоящее из ощущений, представлений и чувств. Таким образом, предмет психологии прежде всего — познавательные процессы, а также (в конце этого периода) и поведение
Интроспекция, логика, начало использования методов естественных наук, в частности метода проб и ошибок (при формировании поведения)
Появление первой психологической школы, новых подходов к предмету и методам психологии, концепции об адаптационной функции психики, развитие теории рефлекса, естественно-научного подхода к изучению психики, дальнейшее развитие концепций бессознательного
IV этап. Экспериментальная
психология,
середина ХЖ —
начало XX в.
Элементы психики, отождествляемой главным образом с сознанием, их связи и законы
Экспериментальный метод, а также интроспекция и анализ результатов творческой деятельности как человека, так и народа в целом, появление первых тестов
Появление экспериментальной психологии, первых теорий «психологии народов», новых данных о психических процессах (прежде всего памяти). Появление новых подходов к психологии, первых симптомов методологического кризиса
Окончание табл. 2.1
V этап. Появление нескольких предметов психоло- Методологический гии. Вначале — элементы психики (структура-кризис и разделение пси- лизм), функции психики, «поток сознания» (функционализм). Затем — глубинные структуры психики (глубинная психология), поведение (бихевиоризм), структуры психики (гештальтпсихология), высшие психические функции и деятельность (советская психология) |
VI этап. Появление новых направлений, для которых Дальнейшее развитие пси- предмет психологии связывается с внутрен- |
хологии на отдельные школы 10-30-е гг. XX в. |
Название и время
хологических школ (40-60-е гг.)
Предмет психологии, его содержание
ней сущностью личности (гуманистическая, экзистенциальная психология), познавательными процессами, развитием интеллекта и этапов переработки информации (генетическая и когнитивная психология)
Методы исследования психики
Появление новых методов, важнейшие из которьж — психоанализ и проективные методы (глубинная психология), экспериментальное изучение процесса научения, формирование связи между стимулом и реакцией (бихевиоризм), экспериментальное исследование познавательных процессов и потребностей (гештальтпсихология), инструментальный метод (советская психология)
Появление опросников, новых экспериментальных методов изучения интеллекта, в том числе и искусственного интеллекта
Основные достижения
Появление первых концепций личности, теории сознания, в том числе и измененного сознания, теорий научения и развивающего обучения, творческого мышления. Появление первьж экспериментальных исследований личности, введение культуры и социального окружения как новьж парадигм в ее исследование. Развитие отраслей психологии
Дальнейшее развитие теоретических концепций в русле основных проблем психологии, развитие и совершенствование психотерапевтических технологий
"VH этап. Современная
психология (60-е гг. —
конец XX в.)
Развитие предмета психологии в рамках от- Совершенствование мето- Появление тенденции к
дельных психологических школ дов экспериментального объединению, синтезу наи-
исследования психики, по- более значительных дости-явление разнообразных жений отдельных школ диагностических методик
Глава 2. История развития психологической науки 205