Глава 2. История развития психологической науки 2.1. Этапы развития психологии

В гл. 1 уже говорилось о том, что психология, ее категориаль­ный аппарат и принципы прошли длительный путь развития. Из­менялся и предмет психологии, методы исследования психики. Для того чтобы полнее описать современное состояние психоло­гии, необходимо, хотя бы кратко, остановиться на характеристике тех этапов, которые она прошла в своем развитии.

Первый этап — донаучный — примерно до VII—VI вв. до н.э., т.е. до начала объективных, научных исследований психики, ее со­держания и функций. В этот период представления о душе основы­вались на многочисленных мифах и легендах, на сказках и первона­чальных религиозных верованиях, связывающих душу с определен­ными живыми существами (тотемами).

Второй, научный этап начинается на рубеже VII—VI вв. до н.э. Психология в этот период развивалась в рамках философии, а по­тому он получил условное название философского периода. Также несколько условно устанавливается и его длительность — до появ­ления первой психологической школы (ассоцианизма) и определе­ния собственно психологической терминологии, отличающейся от принятой в философии или естествознании.

В связи с некоторой условностью периодизации процесса развития психологической науки возникают и некоторые разно­чтения при установлении временных границ отдельных этапов. Иногда появление т р е т ь е г о этапа, т.е. выделение психологии в самостоятельную науку, связывают со школой В. Вундта, т.е. с началом развития экспериментальной психологии. Однако пси­хологическая наука определилась как самостоятельная значи­тельно раньше, с осознания независимости своего предмета, уникальности своего положения в системе наук — как науки и гу­манитарной, и естественной одновременно, изучающей и внут­ренние, и внешние (поведенческие) проявления психики. Такое


Глава 2. История развития психологической науки 199

самостоятельное положение психологии было зафиксировано и с появлением ее как предмета преподавания в университетах уже в конце XVTII — начале XIX в. Таким образом, представляется бо­лее точным говорить о появлении самостоятельной психологии именно с этого периода, относя к середине XIX в. становление экспериментальной психологии, и переходе ее на ч е т в е р т ы и этап развития.

Но в любом случае необходимо признать, что время существо­вания психологии как самостоятельной науки значительно мень­ше, чем период ее развития в русле философии. Естественно, что этот период не однороден, и на протяжении более чем 20 веков психологическая наука претерпела существенные изменения. Из­менялся и предмет психологии, и содержание психологических ис­следований, ее взаимоотношения с другими науками.

В течение длительного времени предметом психологической науки была душа, однако в разное время в это понятие вкладыва­лось разное содержание. В эпоху античности душа понималась как первооснова тела, по аналогии с понятием «архе» — первооснова мира, основной кирпичик, из которого состоит все сущее. При этом главной функцией души считалось придание телу активности, так как, по мнению первых ученых-психологов, тело является инертной массой, которую приводит в движение именно душа. Душа не только дает энергию для активности, но и направляет ее, т.е. именно душа руководит поведением человека. Постепенно к функциям души добавилось и познание, и таким образом к исследо­ванию активности прибавилось и изучение этапов познания, кото­рое в скором времени стало одной из важнейших проблем психо­логической науки.

В эпоху Средневековья душа стала предметом прежде всего богословия, что существенно сужало возможности ее научного изучения. Поэтому, хотя формально в то время предмет психоло­гической науки и не изменялся, фактически в область исследова­ния в то время входило изучение видов активности тела и осо­бенностей познания, прежде всего чувственного познания мира. Регулятивная функция, волевое поведение, логическое мышле­ние считались прерогативой божественной воли, боговдохнов-ленной, а не материальной души. Недаром эти аспекты душевной жизни не были частями предмета научного изучения в концепци-


200 Часть П. Психология

ях деизма и томизма (Авиценны, Ф. Аквинского, Ф. Бекона и дру­гих ученых).

В Новое время психология, как и другие науки, избавлялась от диктата богословия. Наука стремилась снова, как и в период антич­ности, стать объективной, рациональной, а не сакральной, т.е. основанной на доказательствах, на разуме, а не на вере. Поэтому проблема предмета психологии снова встала со всей актуально­стью. В это время еще не было возможности полностью отрешить­ся от богословского подхода к пониманию души. Поэтому психоло­гия меняет свой предмет, становясь наукой о сознании, т.е. о со­держании нашего сознания и путях формирования этого содержания. Это давало возможность для психологии отделить свой предмет от предмета богословия в исследованиях души и ее функций.

Однако этот переход привел к тому, что уже к XVIII в. факти­ческим предметом психологии стало изучение познавательных процессов, в то время как поведение, а также эмоциональные процессы, личность и ее развитие, не вошли в этот предмет. Та­кое ограничение области исследования на первых порах имело и положительное значение, так как давало психологии, как уже го­ворилось, возможность избавиться от сакральности, стать объек­тивной, а позднее и экспериментальной наукой. Это также дава­ло ей возможность выделиться в самостоятельную науку, отделив свой предмет, свою область исследования от предмета филосо­фии. В то же время такой подход начинал и препятствовать пси­хологии в ее развитии, и поэтому уже к середине XIX в. был пе­ресмотрен.

Благодаря развитию биологии, в том числе теории эволюции Ч. Дарвина, работам Г. Спенсера и других исследователей, психо­логия не только отошла от философии, идентифицировав себя с естественными дисциплинами, но и расширила свой предмет, вы­ведя его, по словам Сеченова, «из поля сознания в поле поведе­ния». Таким образом, кроме познавательных процессов в предмет психологии входят и поведение, и эмоциональные процессы. Важ­ным моментом этого этапа является то, что стремление стать объ­ективной наукой не привело еще к появлению новых методов ис­следования психики, так как до 80-х гг. XIX в. ведущей остается ин­троспекция.


Глава 2. История развития психологической науки 201

Важнейший этап в развитии психологии связан с появлением экспериментальной лаборатории В. Вундта, сделавшего психоло­гию не только самостоятельной, но и объективной, эксперимен­тальной наукой. Однако ассоцианистический подход, на базе кото­рого и выстраивал свою психологию В. Вундт, не мог уже объяс­нить новые факты душевной жизни, не мог быть распространен на изучение структуры личности, эмоциональных переживаний, твор­ческой активности человека. Ограниченным было и применение тех экспериментов и тестов, которые существовали в психологии в начале XX в.

Это привело ученых к поиску и нового предмета, и новых мето­дов исследования психики. Первые школы, зародившиеся в то вре­мя (структурализм, функционализм, Вюрцбургская школа), просу­ществовали недолго. Однако они показали, что среди психологов не существует уже единого мнения о том, что и как должна изучать психология. Так начался период исканий психологии, адекватной новой ситуации и требованиям времени, который получил назва­ние «период методологического кризиса».

Невозможность прийти к единой точке зрения привела к тому, что уже в 1910—1920-х гг. психология разделилась на нес­колько направлений (пятый этап развития), в каждом из кото­рых был свой предмет и свой метод исследования того, что по­нималось данным психологическим направлением под психикой. Так в психологии появляются: глубинная психология, бихевио­ризм, гештальтпсихология, марксистская психология, а также та­кие школы, как французская социологическая или понимающая психология.

Со второй половиной XX в. связывают шестой этап разви­тия психологии, когда появляются новые школы и направле­ния — гуманистическая психология, генетическая (или эпистемо­логическая) психология, а также когнитивная психология, кото­рая сформировалась уже в 60-е гг. Это последняя, появившаяся в XX в. психологическая школа. Таким образом, можно ска­зать, что с середины XX в. психология вступила в современный (седьмой) этап своего развития, для которого характерно уже не дробление и появление все новых школ, но тенденция к объе­динению.


Таблица 2.1

Этапы развития психологии

Название и время Предмет психологии, его содержание Методы исследования психики Основные достижения
I этап. Донаучный, до VII— VI вв. до н.э. Душа — без раскрытия ее конкретного содер­жания и функций Нет Общее представление об охранительной и активной роли души
Пэтап. Философский VII— VI вв. до н.э. — конец XVHI -начало ХК в. Античная психология Душа — источник активно­сти тела, обладает функци­ями познания и регулядии поведения Специальных методов нет, используются методы дру­гих наук — философии, ме­дицины, математики при исследовании содержания и функций души Определение основных проблем психологии, свя­занных с исследованием познания, активности души, способов регуляции поведения и пределов сво­боды человека
Психология Средневековья Душа, исследование ее ви­дов, активности тела и осо­бенностей познания, преж­де всего чувственного по­знания мира Появление собственно пси­хологического метода — ин­троспекции Развитие психофизиче­ских исследований и пер­вых работ по психологии масс
Психология Возрождения и Нового времени Сознание — его содержа­ние и пути его формирова­ния Интроспекция и частично логика — методы индукции, дедукции, анализа и т.д. Развитие рационалистиче­ского и сенсуалистическо­го (эмпирического) подхо­да к психике, появление первых теорий эмоций и теории рефлекса, а также первой попытки ввести в предмет психологии бес­сознательное

Продолжение табл. 2. ]



Название и время


Предмет психологии, его содержание


Методы исследования психики


Основные достижения



Ш этап.

Ассоцианистическая

психология,

конец ХУШ -

начало ХЖ в. —

середина XIX в.


Сознание, состоящее из ощущений, пред­ставлений и чувств. Таким образом, предмет психологии прежде всего — познавательные процессы, а также (в конце этого периода) и поведение


Интроспекция, логика, на­чало использования мето­дов естественных наук, в частности метода проб и ошибок (при формирова­нии поведения)


Появление первой психо­логической школы, новых подходов к предмету и ме­тодам психологии, кон­цепции об адаптационной функции психики, разви­тие теории рефлекса, ес­тественно-научного под­хода к изучению психики, дальнейшее развитие кон­цепций бессознательного



IV этап. Экспериментальная

психология,

середина ХЖ —

начало XX в.


Элементы психики, отождествляемой глав­ным образом с сознанием, их связи и законы


Экспериментальный ме­тод, а также интроспекция и анализ результатов твор­ческой деятельности как человека, так и народа в це­лом, появление первых те­стов


Появление эксперимен­тальной психологии, пер­вых теорий «психологии народов», новых данных о психических процессах (прежде всего памяти). Появление новых подхо­дов к психологии, первых симптомов методологиче­ского кризиса


Окончание табл. 2.1


V этап. Появление нескольких предметов психоло- Методологический гии. Вначале — элементы психики (структура-кризис и разделение пси- лизм), функции психики, «поток сознания» (функционализм). Затем — глубинные струк­туры психики (глубинная психология), пове­дение (бихевиоризм), структуры психики (гештальтпсихология), высшие психические функции и деятельность (советская психоло­гия)

VI этап. Появление новых направлений, для которых Дальнейшее развитие пси- предмет психологии связывается с внутрен-
хологии на отдельные школы 10-30-е гг. XX в.

Название и время

хологических школ (40-60-е гг.)


Предмет психологии, его содержание

ней сущностью личности (гуманистическая, экзистенциальная психология), познаватель­ными процессами, развитием интеллекта и этапов переработки информации (генетиче­ская и когнитивная психология)


Методы исследования психики

Появление новых методов, важнейшие из которьж — психоанализ и проектив­ные методы (глубинная психология), эксперимен­тальное изучение процесса научения, формирование связи между стимулом и ре­акцией (бихевиоризм), экс­периментальное исследова­ние познавательных про­цессов и потребностей (гештальтпсихология), ин­струментальный метод (со­ветская психология)

Появление опросников, новых экспериментальных методов изучения интел­лекта, в том числе и искус­ственного интеллекта


Основные достижения

Появление первых концеп­ций личности, теории со­знания, в том числе и изме­ненного сознания, теорий научения и развивающего обучения, творческого мышления. Появление первьж эксперименталь­ных исследований лично­сти, введение культуры и социального окружения как новьж парадигм в ее ис­следование. Развитие от­раслей психологии

Дальнейшее развитие тео­ретических концепций в русле основных проблем психологии, развитие и со­вершенствование психоте­рапевтических технологий



"VH этап. Современная

психология (60-е гг. —

конец XX в.)


Развитие предмета психологии в рамках от- Совершенствование мето- Появление тенденции к
дельных психологических школ дов экспериментального объединению, синтезу наи-

исследования психики, по- более значительных дости-явление разнообразных жений отдельных школ диагностических методик


Глава 2. История развития психологической науки 205


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: