Определение и Классификация эмоций

Обычно эмоцию определяют как особый вид психических процес­сов, которые выражают переживание человеком его отношения к окружающему миру и самому себе. Особенность эмоций состоит в том, что они в зависимости от потребностей субъекта непосред­ственно оценивают значимость действующих на индивид объектов и ситуаций. Эмоции выполняют функции связи между действи­тельностью и потребностями.

Однако, как отмечает П.В. Симонов (1997), несмотря на ус­пехи, достигнутые в изучении мозговых механизмов психических процессов, в настоящее время не существует единой общеприня­той научной теории эмоций- Нет также точных данных о том, в каких центрах и каким образом эти эмоции возникают и каков их нервный субстрат.

По классификации эмоциональных явлений А.Н. Леонтьева выделяется три вида эмоциональных процессов: аффекты, собствен­но эмоции и чувства.

Аффекты — это сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождающиеся резко выражен­ными двигательными и висцеральными проявлениями. У человека аффекты вызываются как биологически значимыми факторами, затрагивающими его физическое существование, так и социальны­ми, например мнением руководителя, его отрицательной оцен­кой, принятыми санкциями. Отличительной особенностью аффек­тов является то, что они возникают в ответ на уже фактически наступившую ситуацию.

Собственно эмоции в отличие от аффектов представляют собой более длительно текущее состояние, иногда лишь слабо проявля-


ющееся во внешнем поведении. Они выражают оценочное лично­стное отношение к складывающейся или возможной ситуации, поэтому способны в отличие от аффектов предвосхищать ситуа­ции и события, которые реально еще не наступили. Собственно эмоции возникают на основе представлений о пережитых или во­ображаемых ситуациях-

Третий вид эмоциональных процессов — это так называемые предметные чувства. Они возникают как специфическое обобще­ние эмоций и связаны с представлением или идеей о некотором объекте, конкретном или отвлеченном (например, чувство любви к человеку, к родине, чувство ненависти к врагу и т.д.). Предмет­ные чувства выражают устойчивые эмоциональные отношения.

По П.В. Симонову (1981), чувства — это эмоции, которые возникают на базе социальных и духовных потребностей. Учитывая роль вероятности удовлетворения потребности в происхождении эмоций, он рассматривает тревогу как реакцию на низкую вероят­ность избегания нежелательного воздействия- В отличие от тревоги фрустрация — это реакция на низкую вероятность достижения желаемой цели.

Особое место среди эмоциональных явлений занимают так называемые общие ощущения. Так, П. Милнер считает, что, хотя и принято отличать эмоции (гнев, страх, радость и т.п.) от так назы­ваемых общих ощущений (голод, жажда и т.д.), тем не менее в них обнаруживается много общего и их разделение достаточно услов­но. Одна из причин, по которой их различают, — разная степень связи субъективных переживаний с возбуждением рецепторов. Так, переживание жары, боли субъективно связывается с возбуждени­ем определенных рецепторов (температурных, болевых). На этом основании подобные состояния обычно и обозначают как ощуще­ния. Состояние же страха, гнева трудно связать с возбуждением каких-либо рецепторных поверхностей, поэтому их относят к эмо­циям. Другая причина, по которой эмоции противопоставляются общим ощущениям, состоит в нерегулярном их появлении- Эмо­ции часто возникают спонтанно и зависят от случайных внешних факторов, тогда как голод, жажда, половое влечение следуют с определенными интервалами.

В настоящее время внимание исследователей привлекает еще одна категория эмоциональных явлений — настроение. Что такое настроение? У настроения нет специфического целевого объекта, как у эмоций, так же как и каких-либо специфических реакций. Следовательно, оно менее специфично, чем эмоция. К тому же субъективные переживания, связанные с настроением, по срав­нению с эмоциями менее интенсивны.


Исследователи, ориентированные на когнитивную теорию эмо­ций, понимают настроение как некоторое состояние чувствова­ния, возникающее в результате автоматически протекающих ког­нитивных процессов, о которых мы не осведомлены. Поэтому мы часто не осознаем, что находимся под впечатлением определенно­го настроения- Таким образом, настроение действует как контекст, подспудно трансформируя наши реакции на события.

По определению А.Изена (1веп А.), настроение— это течение или поток, гедонически ориентированных идей, мыслей и образов, из­влекаемых из памяти. Их объединяет общий гедонический тон (по­ложительный или отрицательный).

К. Прибрам (РпЬгат К.) подчеркивает оценочную функцию настроения, рассматривая его как некий мониторинг окружаю­щих жизненных обстоятельств. Функция настроения — информи­ровать об общем состоянии и потребностях индивида. Настроение стимулирует субъекта к поведению, которое улучшило бы его ге­донический тон. Поэтому одна из функций настроения — это его способность к саморегуляции.

Многочисленные экспериментальные данные говорят о том, что настроение — результат действия как реальных, так и вообра­жаемых событий или информации, извлекаемой из эмоциональной памяти. Клинические исследования указывают на ключевую роль гормональных и биохимических факторов в генезе настроения.

Когда настроение достигает некоторого порога, оно привлека­ет внимание. Попав в фокус внимания, оно становится осознан­ным и может быть объяснено, включая его причины. Это может послужить толчком к трансформации настроения в эмоцию. На­строение, как осознаваемое, так и неосознанное, влияет на аф­фективные и когнитивные процессы, а также на поведение. Более сильное влияние оказывает осознанное настроение. При этом ин­тенсивность аффекта зависит от уровня внимания, которое будет уделено настроению-

Одно и то же явление одновременно может вызывать как эмо­цию, так и настроение, которые могут сосуществовать, влияя друг на друга. Если какая-либо эмоциональная реакция развивается во времени стремительно, то созданное ею настроение может сохра­няться часами, днями и неделями.

Действия человека небеспристрастны. Поэтому эмоция как субъективное переживание присутствует в составе каждой деятель­ности, каждого рефлекса (Соколов Е.Н., Данилова Н.Н., 1975). В структуре поведения, как в функциональной системе, эмоции принадлежит ключевая роль. Выделяют ведущие и ситуативные эмо­ции (Вилюнас В.К., 1986). Они связаны с разными фазами поведе-


ния. Ведущие эмоции сигнализируют человеку о неудовлетворен­ности его потребностей и побуждают к поиску целевого объекта, стимулируя определенное поведение. Побудительной силой обла­дает и эмоциональная память об успешных действиях в прошлом, направленных на удовлетворение аналогичной потребности. Поло­жительные эмоции, связанные с удовлетворением потребностей, включаются в акцептор результатов действия. С их помощью цель и средства удовлетворения потребности конкретизируются (Суда­ков К.В., 1997). В структуре поведенческого акта формирование акцептора результатов действия (цели) и эфферентного синтеза (предполагаемых способов действия) опосредовано содержанием ведущих эмоций. Ситуативные эмоции, возникающие в результате оценок отдельных этапов или поведения в целом, побуждают субъекта действовать либо в прежнем направлении, либо менять поведение, его тактику, способы достижения цели.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: