Экономические законы рынка

Рынок живет и развивается по своим особенным законам.

Первым является закон стоимости. Стоимость является основой количественных соотношений в эквивалентном обмене (этим эквивалентом в основном выступают деньги). Природа стоимости объясняется по разному разными экономическими школами: издержками производства, затратами рабочего времени, предельной полезностью, балансом предложения и спроса и другими факторами.

Следующий – закон спроса и предложения. Он являет собой объективный закон экономики, который устанавливает зависимость объемов предложения товаров и их спроса на рынке от цен на эти товары. При одинаковых прочих условиях, чем ниже цена на определенный товар, тем больше спрос на него и ниже предложение. В большинстве случаев величина цены устанавливается в равновесии между спросом и предложением. Этот закон был окончательно сформулирован Альфредом Маршаллом, в 1890 году. Отдельно можно сказать о законе спора - он состоит в следующем: объем (величина) спроса стает меньше по мере роста цены товара, и о законе предложения – его суть в том, что при неизменности прочих факторов, объем (величина) предложения растет по мере того, как увеличивается цена на товар. Третий – закон конкуренции. Понятие конкуренция обозначает соперничество, борьба в любой области. В экономике – это соревнование субъектов рыночных отношений в достижении лучших условий и результатов коммерческой деятельности. Есть несколько видов конкуренции: совершенная, несовершенная, ценовая, недобросовестная, неценовая, монополистическая, конкуренция продавцов и покупателей, деловая, экологическая и банковская.
И последний – закон труда.

7.Спрос и предложение: законы, графики.

Закон спроса.

Спрос (D - от англ. demand) – это намерение потребителей, обеспеченное платежными средствами, приобрести данный товар.

Спрос характеризуется его величиной. Под величиной спроса (Qd) следует понимать количество товара, которое покупатель желает и способен приобрести по данной цене в данный период времени. Наличие спроса на какой-либо товар означает согласие покупателя уплатить за него указанную цену. Цена спроса - это максимальная цена, которую потребитель согласен заплатить, приобретая данный товар. Различают индивидуальный и совокупный спрос. Индивидуальный спрос – спрос на данном рынке конкретного покупателя на конкретный товар. Совокупный спрос – это общий объем спроса на товары и услуги в стране.

На величину спроса оказывают влияние как ценовые, так и неценовые факторы, которые можно сгруппировать следующим образом:

цена самого товара X (Рх);

цены на товары-заменители (Pi);

денежные доходы потребителей (Y);

вкусы и предпочтения потребителей (Z);

ожидания потребителей (Е);

число потребителей (N).

Тогда функция спроса, характеризующая его зависимость от указанных факторов, будет выглядеть следующим образом:

Основной фактор, определяющий спрос, – цена. Высокая цена товара ограничивает величину спроса на данный товар, а уменьшение цены ведет к увеличению величины спроса на него. Из вышесказанного следует вывод, что величина спроса и цена находятся в обратной зависимости.

Таким образом, между ценой и количеством покупаемого товара существует связь, которая отражается в законе спроса: при прочих равных условиях (остальные факторы, влияющие на спрос, неизменны) количество товара, на которое предъявлен спрос, возрастает при падении цены данного товара, и наоборот.

Математически закон спроса имеет следующий вид:

где Qd - величина спроса на какой-либо товар; f – факторы, влияющие на спрос; Р - цена данного товара.

Изменение величины спроса на определенный товар, вызываемое ростом цен на него, можно объяснить следующими причинами:

1. Эффект замещения. Если цена товара возрастет, то потребители стараются заменить его схожим товаром (например, если цена на говядину и свинину поднимется, то увеличивается спрос на мясо птиц, рыбу). Эффект замещения – есть изменение структуры спроса, которое вызвано уменьшением закупок подорожавшего товара и заменой его другими товарами с неизменными ценами, так как они становятся теперь относительно более дешевыми, и наоборот.

2. Эффект дохода, который выражается в следующем: когда цена возрастает, покупатели как бы становятся немного беднее, чем были до того, и наоборот. Например, если цена на бензин увеличится вдвое, то в результате мы будем иметь меньше реального дохода и, естественно, снизим потребление бензина и других товаров. Эффект дохода – изменение структуры покупательского спроса, вызванного изменением дохода от изменения цен.

3. Принцип убывающей полезности. В любой данный период времени каждый потребитель продукта от каждой последующей его единицы получает меньше удовлетворения,или выгоды, или пользы, чем от предыдущей.

Спрос можно изобразить в виде таблицы, показывающей количество товара, которое потребители готовы и могут купить в течение определенного периода. Эта зависимость называется шкалой спроса.

На основе шкалы спроса можно построить кривую спроса.

По оси X отложим величину спроса (Q), по оси Y - соответствующую цену (Р).

Соединив эти точки, мы получаем кривую спроса (D), имеющую отрицательный наклон, что свидетельствует об обратно пропорциональной зависимости между ценой и величиной спроса.

Таким образом, кривая спроса показывает, что при неизменности других факторов, влияющих на спрос, снижение цены ведет к возрастанию величины спроса, и наоборот, иллюстрируя закон спроса.

Рис. 3.1. Кривая спроса.

Рыночный спрос.

Перейти от индивидуального спроса к рыночному спросу можно, суммировав величины спроса, предъявляемым каждым потребителем при разных возможных ценах.

цена Запрашиваемое количество Общая вел спроса За неделю
джо джен джей
  10+ 12+    
  20+ 23+    
  35+ 39+    
  55+ 60+    
  80+ 87+    


Самой важной детерминантой количества любого покупаемого продукта является цена. Однако существуют и другие факторы влияющие на объем покупок. Такие факторы называются детерминантой спроса(вкусы потребителя, доходы, число потребителей, цены на сопряженные товары,ожидания будующих цен и доходов)-факторы изменения спроса.

Изменение одной или нескольких детерминант приводит к увеличению или сокращение спроса

- >смещению кривой спроса-такое изменение спроса.(график)

При рассмотрении спроса необходимо различать изменение величины спроса и самого спроса.

Изменение величины спроса происходит при изменении цены данного товара и выражается только движением по точкам кривой спроса (вдоль линии спроса).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: