разделить на группы по определенным признакам:
1. Организационный признак (степень ограничения конкуренции)
. Рынок совершенной (свободной) конкуренции характеризуется наличием
многих продавцов, однородностью продукции. Продавец продукции не
имеет возможности влиять на уровень цен.
. Рынок монополистической конкуренции характеризуется наличием
многих продавцов. Товар имеет определенные свойства, которые
отличают его от других. Продавец способен влиять на цену своей
продукции (в определенной мере).
. Олигополистический рынок характеризуется наличием немногих
продавцов. Они предлагают однородную или дифференцированную
продукцию. Цены устанавливаются по типу лидерства, т.е. большинство
фирм стремится установить такую же цену, как и наиболее крупные
фирмы на этом рынке.
. Монополистический рынок характеризуется наличием одного продавца.
Он устанавливает максимально высокую цену, но в пределах
платежеспособного спроса.
2. Пространственный признак
. Местный рынок
|
|
. Региональный рынок
. Национальный рынок.
. Рынок покупателей;
. Рынок продавцов;
. Рынок государственных учреждений;
. Рынок промежуточных продавцов – посредников и др.
3. Функциональный признак (экономическому назначению объектов рыночных
отношений)
. Рынок товаров и услуг
. Рынок труда
. Финансовый рынок
. Информационный рынок
. Рынок недвижимости
. Валютный рынок
Помимо этого рынок делится:
1.По характеру продаж:
. Оптовый
. Розничный
. Фьючерсный
2.По степени регулируемости:
. Регулируемый
. свободный
3.По уровню насыщения:
. Равновесный (спрос = предложение)
. Избыточный (спрос > предложение)
. Дефицитный (спрос < предложение)
4.По соответствию законодательным нормам:
. Легальный
. «Черный»
5.По товарным группам:
. Рынок товаров производственного назначения;
. Рынок потребительских товаров (например, продовольствия);
. Рынок сырья и материалов и т.д.
6.По степени зрелости:
. Неразвитый рынок;
. Развитый рынок;
. Формирующийся рынок.
7.По характеру ассортимента товаров:
. Замкнутый рынок, на котором представлены товары только первого
производителя;
. Насыщенный рынок, на котором представлено множество сходных товаров
многих производителей;
. Рынок широкого ассортимента, на котором есть ряд видов товара,
связанных между собой и направленных на удовлетворение одной или
нескольких связанных между собой потребностей;
. Смешанный рынок, на котором имеются разнообразные товары, не
связанные между собой.
8.По отраслевому признаку:
. Рынок автомобилей;
. Рынок нефти;
. Рынок компьютерной техники и т.д.
|
|
В реальной практике основные виды рынков подразделяют на различные субрынки, или рыночные сегменты.
Сегментация рынка – это разделение потребителей данного товара на отдельные группы, предъявляющие к товару неодинаковые требования. Сегментация рынка может быть проведена разными путями с использованием
различных факторов:
1. С учетом географических факторов можно выделить группы потребителей по
регионам, административному делению, плотности населения,
климатическим условиям.
2. С учетом демографических факторов можно сгруппировать потребителей по
возрасту, полу, размеру семьи, уровню доходов, профессиональному
составу, уровню образования, религиозной принадлежности, национальному
составу.
3. С учетом поведения различных групп потребителей можно выделить
следующие сегменты рынка:
. приобретение товаров носит случайный характер;
. поиск выгод при покупке товаров;
. статус постоянного клиента;
. эмоциональное (положительное, негативное, безразличное)
отношение к товару.
4. Потребителей также можно разделить на группы:
. по социальному составу (с различной степенью достатка),
. стилю жизни (элитарный, молодежный, спортивный и т.д.),
. личным качествам (амбициозные, авторитарные, импульсивные).
Типы и виды рынков не изолированы, а неразрывно связаны и существуют как единая рыночная система, все элементы которой находятся в определенных соотношениях друг с другом. Роль этих соотношений, пропорций исключительно велика. рыночная система наиболее
эффективна и гибка для решения экономических проблем.