Важнейшим резервом повышения эффективности всего общественного производства
является повышение качества решений, принимаемых руководителями.
Понятие “решение” в современной жизни весьма многозначно. Оно понимается и
как процесс, и как акт выбора, и как результат выбора. Основная причина
неоднозначной трактовки понятия “решение” заключается в том, что каждый раз в
это понятие вкладывается смысл, соответствующий конкретному направлению
исследований.
Решение как процесс характеризуется тем, что он, протекая во времени,
осуществляется в несколько этапов. В связи с этим здесь уместно говорить об
этапах подготовки, принятия и реализации решений. Этап принятия решений можно
трактовать как акт выбора, осуществляемый индивидуальным или групповым лицом,
принимающим решение (ЛПР) с помощью определённых правил.
Решение как результат выбора обычно фиксируется в письменной или устной форме
и включает в себя план (программу) действий по достижению поставленной цели.
|
|
Решение является одним из видов мыслительной деятельности и проявлением воли
человека. Его характеризуют следующие признаки:
- возможность выбора из множества альтернативных вариантов: если нет
альтернатив, то нет выбора и, следовательно, нет и решения;
- наличие цели: бесцельный выбор не рассматривается как решение;
- необходимость волевого акта ЛПР при выборе решения, так как ЛПР
формирует решение через борьбу мотивов и мнений.
Соответственно под управленческим решением (УР) понимается:
1) поиск и нахождение наиболее эффективного, наиболее рационального или
оптимального варианта действий руководителя;
2) конечный результат постановки и выработки УР.
Наибольший интерес представляет процесс принятия и реализации решений как
последовательная смена взаимоувязанных стадий, этапов различных действий
руководителя, вскрывающая технологию мыслительных действий, поисков истины и
анализа заблуждений, путей движения к цели и средств её достижения. Только
такой подход позволяет понять зафиксированный акт управленческого решения,
источники его происхождения.
К управленческому решению предъявляется ряд требований, к числу которых можно
отнести:
1) всестороннюю обоснованность решения;
2) своевременность;
3) необходимую полноту содержания;
4) полномочность;
5) согласованность с принятыми ранее решениями.
В наиболее общей форме управленческое решение должно
охватывать:
а) цель (совокупность целей) функционирования и развития системы;
б) средства и ресурсы, используемые для достижения этих целей;
в) основные пути и способы достижения целей;
|
|
г) сроки достижения целей;
д) порядок взаимодействия между подразделениями и исполнителями;
е) организацию выполнения работ на всех этапах реализации решения.
Важным требованием управленческого решения является полномочность
(властность) решения – строгое соблюдение субъектом управления тех прав и
полномочий, которые ему предоставлены высшим уровнем управления.
Сбалансированность прав и ответственности каждого органа, каждого звена и
каждого уровня управления – постоянная проблема, связанная с неизбежным
возникновением новых задач развития и отставанием от них системы
регламентации и регулирования.
Согласованность с принятыми ранее решениями означает также необходимость
соблюдения чёткой причинно-следственной связи общественного развития. Она
необходима для соблюдения традиций уважения к закону, постановлениям,
распоряжениям. На уровне отдельной фирмы она необходима для осуществления
последовательной научно-технической, рыночной и социальной политики, четкого
функционирования производственного аппарата.
Согласованность с принятыми ранее решениями означают также необходимость
соблюдения четкой причинно-следственной связи общественного развития. Если
необходимо, должны отменяться принятые ранее решения, вступившие в
противоречия с новыми условиями существования системы. Появление
противоречащих друг другу решений есть, прежде всего, следствие плохого
познания и понимания законов общественного развития, проявления низкого
уровня управленческой культуры.
Принятие УР требует высокого уровня профессионализма и наличия определенных
социально-психологических качеств личности, чем обладают не все специалисты,
имеющие профессиональное образование, а всего лишь 5-10% из них.