Политические партии и движения современного Казахстана

Казахстанским партиям характерно то, что они в первую очередь выражают не классовые, а национально-освободительные интересы. По нашему мнению, особенность казахстанских политических партий в том, что они образовались в результате борьбы с политикой колонизации. Нашу позицию подтверждает и программа партии «Алаш», в ней не даром говорится о том, что на казахской земле небольшое количество заводов-фабрик, поэтому мало рабочих-казахов. Поэтому появившиеся на заре независимости большое количество партий и общественно-политических движений были консолидированы на основе национальной идеи. В их числе: гражданское демократическое движение «Азат», общественное движение «Желтоксан», Казахстанский народный конгресс (1991 г.), Союз народного единства Казахстана (1992 г.). Однако организационный потенциал большинства партий был слабым, программы были обозначены неясно, а число их последователей – небольшим. В течение прошедших восемнадцати лет число партий в стране изменялось как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. Это наглядно видно на графическом рисунке. Число политических партий изменялось не только количественно, но и в качественном выражении. С одной стороны эти изменения зависели от временных характеристик и изменений в законодательно-правовых основах деятельности партий, с другой – от роста самих партий и их достижений. К примеру, в 1999 году возросшее число политических партий было связано с внесением изменений в конституционный закон 1999 года «О выборах в Республике Казахстан», согласно которым состав Мажилиса Парламента расширился на 10 депутатских мандатов, избиравшихся по пропорциональной избирательной системе и единому общенациональному избирательному округу. Партия, преодолевшая 7-ми процентный барьер, имела право быть представленной в Мажилисе Парламента. Это способствовало деятельности политических партий в принятии участия в президентских и парламентских выборах согласно партийным спискам. В то же время, принятый в 2002 году закон «О политических партиях в Республике Казахстан» способствовал уменьшению количества партий на политической арене в связи с возросшими требованиями к образованию партий (согласно данному закону в составе партии должны были быть представлены все области, город республиканского значения и столица республики численностью 700 человек, а общее число членов партии должно было быть не менее 50 000 человек). Как видно, роль политических партий в социально-политических процессах возрастает с каждым днем. Проведенная в 2007 году конституционная реформа в политической сфере еще более укрепила роль политических партий. Согласно изменениям 2007 года, внесенным в Конституцию РК, были приняты новые принципы формирования Мажилиса Парламента: 98 из 107 депутатов избираются по партийным спискам на основе пропорциональной системы от единого общенационального избирательного округа, в то время как 9 депутатов из 107 – избираются от Ассамблеи народа Казахстана. В результате данных изменений в проведенных в 2007 году выборах в Мажилис Парламента члены партии «Нур Отан» получили 98 депутатских мандатов большинством отданных за них голосов. Следовательно, казахстанский парламент был сформирован на основе одной партии. С этого момента стало возможным определить казахстанскую партийную систему как многопартийную систему с одной доминирующей партией. Это, в свою очередь, требует активизации деятельности других партий страны. В целом можно отметить, что 2007 год стал в истории независимого Казахстана годом политического обновления, а также годом, когда было принято историческое решение о председательстве Казахстана в ОБСЕ в 2010 году. Данное решение послужило углублению и дальнейшему развитию демократических процессов в республике.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: