Статус Конституционного суда отличался странной особенностью: согласно частям третьей — пятой ст. 131 Конституции постановления Конституционного суда вступали в силу с момента принятия, если Президент или председатель Верховного совета не внесут в Конституционный суд возражение на его постановление в 10-дневный срок с момента его принятия. Такое возражение приостанавливало действие постановления, которое все же вступало в силу с момента принятия, если Конституционный суд подтвердит его 2/3 голосов от общего числа судей. Противоречивость такого регулирования бросается в глаза и вряд ли требует комментария.Имелись и другие недостатки Конституции, препятствовавшие построению демократического общества и формированию новой правовой системы. Среди них в первую очередь следует упомянуть о том, что переходные положения сохраняли полномочия представительных органов государственной власти, сформированных в порядке, который давал однозначное преимущество представителям Коммунистической партии и номенклатуры. Так, за Коммунистической партией были заранее законодательно зарезервированы 17 депутатских мандатов совета из 90 мандатов, закрепленных за общественными объединениями. В целом же половина парламентариев 171 из 340 составляли представители номенклатуры. Решение Конституционного Суда о нелегитимности полномочий некоторых депутатов основывалось на нарушении принципа равного представительства граждан, так как по одним избирательным округам численность зарегистрированных избирателей превышала 90 тыс. человек, а по другим составляла около 17 тыс. Указанные выше и другие причины привели к тому, что 30 августа 1995 г. на республиканском референдуме была принята вторая. Конституция независимого Казахстана. Член-корреспондент АН Республики Казахстан Г. С. Сапаргалиев отмечает, что в период действия первой Конституции наряду с новыми законодательными актами, утверждавшими независимость государства Казахстан, продолжали действовать союзные законы, что обусловливалось переходными положениями Конституции 1993 г. Конституция 1995 г. знаменует начало следующего этапа формирования единой национальной системы законодательства, для которого характерна потеря значения союзного законодательства в связи с принятием новых законов. Поэтому Конституция не содержала норм о действии союзных нормативных актов, хотя отдельные из них продолжают действовать*. Вряд ли мы ошибемся, если скажем, что главное отличие второй Конституции независимого Казахстана от первой заключается в усилении власти Президента. Чтобы подтвердить это, приведем лишь формулировку третьего предложения ч. 3 ст. 3 Конституции, которая в отличие приведенной выше части третьей четвертого принципа основ конституционного строя, установленных Конституцией 1993 г., гласит: "Право выступать от имени народа и государства принадлежит Президенту, а также Парламенту республики в пределах его конституционных полномочий". Нельзя умолчать и о замене Конституционного суда Конституционным советом, которая выглядит как результат конфликта Конституционного суда с Парламентом и Президентом.
57.Н.А. Назарбаев об этапах государственности Казахстана (книга «В потоке истории»-«Тарих толқынында»)
Президент Казахстана Н.А. Назарбаев в своей книге «В потоке истории» так писал об этом: «Консервация» традиционного уклада жизни вплоть до начала ХХ века, несмотря на все давления и деформации, способствовала сохранению мощного этнокультурного сознания. Несмотря на жесткий социокультурный прессинг, никому не удалось сломить механизмы национально-культурного воспроизводства. Работа национального духа, часто не заметная за казенщиной тоталитарных излияний лояльности, продолжалась всегда». Для нынешних поколений чрезвычайно поучительны уроки и образцы высоких устремлений и гражданского духа, ответственности перед обществом, олицетворением которых и являются деятели Алаш. Алашская интеллигенция в полной мере отвечала высокому смыслу понятия «интеллигенция» и истинному ее призванию - служению своей земле и народу. Деятели Алаш были людьми высокого духа и самопожертвования и, осознавая свою миссию и предназначение, добросовестно исполняли свой гражданский, человеческий долг. Они были блестяще образованны, безоглядно смелые, чуждые эгоистического и корыстного расчета, мнимых почестей. Это были люди практического действия, они ощущали себя волей истории призванными построить национальную государственность, отстоять национальное достоинство, честь родной культуры, языка, пробудить чувство внутренней свободы