Общественно-политический строй сакских племен

В период с VII в до н. э. по IV в до н.э. на территории Казахстана обитали племена сако-массагетов. Источники свидетельствуют о том, что саки подразделялись на несколько групп А)саки-парадарайа,т.е. заморские саки, Б)саки-хомоварга,т.е.изготовлявшие напиток хаому, В)саки-тиграхауда,т.е.носящие остроконечную шапку, Г)саки,обитавшие за Согдом На территории Казахстана обитали две группы саков. Это саки- хомоварги и саки-тиграхауд. Последние в греческих источниках значатся как массагеты. Если основным занятием сакских племен было скотоводство, то массагеты так же занимались и рыболовством. Поклонясь племена сако-массагетов богу солнца, которому приносили в жертву лошадей. Смысл данной жертвы заключался в том, что быстрейшему из всех богов подобает быстрейшее животное. В начале первого тысячелетия до н.э. в сакском обществе наступает период интенсивного распада первобытно родовых отношений и образования новых форм социального устройства. Образование племенных союзов у саков явилось переходной стадией к раннегосударственному периоду, приведшему к появлению новых органов общественной власти - племенного совета, верховного вождя, военачальника.Новая организация племен превратила их в значительную геостратегическую силу, способную противостоять любым нападениям извне. Истории известны выступления саков против персидских царей Дария и Ксеркса (VI - V вв до н.э.),Александра Македонского и его наследников (IV - начало III вв до н.э.) Общественный строй саков характеризуется наличием трех основных групп: воинов, жрецов и общинников. На высшей ступени сакского общества находились цари, обладавшие большой властью. Они решали вопросы войны и мира, посылали послов в заморские края, возглавляли войско в военных походах, заключали союзы. Существовал так называемый царский род, из которого происходили наследственные правители. Значительную роль в сакском обществе играл институт "сатрапии". Сатрапами назывались лица, поставленные царем для управления в какой-либо местности или племени. Важную роль в обществе также играла военно-племенная знать. Однако необходимо отметить, что в сакском обществе отсутствовал институт чиновников, характерный для земледельческих цивилизаций. Основную роль в управлении обществом играли родовые предводители. Каждый сакский мужчина являлся свободным и полноправным человеком. Женщина у саков занимала почти равное положение с мужчиной в трудовой деятельности, в войне и в народном собрании. Регулятором общественных отношений в сако-массагетском обществе были обычаи. Широкое распространение у массагетов получил обычай, по которому каждый мужчина женится на одной женщине, но женщинами пользуются сообща. Древнегреческие источники информируют и о таком обычае, существующем у массагет, как лишение жизни глубоких старцев их родственниками.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: