права и избирательного процесса
в решениях Конституционного Суда в области избиратель-
ного права освещены «все ключевые аспекты развития избирательной системы Россий-
ской Федерации»4, кроме того, в процессе своей деятельности этот орган «непосредственно
влияет на процесс законотворчества»5. Для нашего исследования интересны выступления
участников «круглого стола» на тему «Решения Конституционного Суда Российской Фе-
дерации в правоприменительной деятельности избирательных комиссий», который состо-
ялся в Центральной избирательной комиссии РФ в 1998 г.
А.В. Иванченко (Председатель Центральной избирательной комиссии в то время)
справедливо подчеркнул возрастание роли Конституционного Суда в защите избира-
тельных прав граждан и их права на участие в референдуме6. Участники «круглого сто-
ла» отметили активность и эффективность взаимодействия Центральной избирательной
комиссии с Конституционным Судом. Обсуждалась серьезная проблема несовершенства
|
|
региональных законов о выборах как главная причина проблемы качества проведения ре гиональных и местных выборов. Из этого вытекает высокая роль правовых позиций Кон-
ституционного Суда, посвященных вопросам конституционной законности региональных
норм. В то же время отмечена недооценка в субъектах отдельных положений, вытекающих
из решений Конституционного Суда7. На «круглом столе» была поднята и проблема опре-
деления юридической природы решений этого органа, которую мы рассмотрим позже. Все
участники «круглого стола» обратили внимание на положительную развивающую роль
решений Конституционного Суда для избирательного права и избирательного процесса.
В заключительной части заседания «круглого стола» Т.Г. Морщакова и заместитель Пред-
седателя Центральной избирательной комиссии И.П. Фомичев «выразили уверенность
в том, что прозвучавшие во время дискуссии проблемы будут осмыслены и реализованы
в процессе совершенствования федерального и регионального законодательства о выборах
и референдумах»8. Действительно, ряд проблем, поднятых на этом «круглом столе», решен
к настоящему времени. Во всяком случае, они стоят уже не столь остро.
В статье 74 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ
«О Конституционном Суде Российской Федерации» закреплена ценная для законодателя,
правоприменителя и исследователя особенность решений Конституционного Суда. Она
состоит в том, что решения органа конституционного контроля содержат не просто лако-
ничное заключение по конкретному спору, но «излагаются в виде отдельных документов
|
|
с обязательным указанием мотивов их принятия»9. Конституционное судопроизводство
неразрывно связано с проникновением не только «в букву», но и в самый «дух» закона.
Ю.А. Веденеев справедливо утверждает: «Фактически все основные моменты, ка-
сающиеся политико-правового и юридико-технологического содержания избиратель-
ной системы Российской Федерации … получили адекватное юридическое решение»10
в конституционном судопроизводстве. Конституционный Суд Российской Федерации
разрешает дела, «связанные и с распределением полномочий по правовому регулиро-
ванию избирательно-правовых отношений между уровнями власти, и с защитой изби-
рательных и иных прав граждан на выборах, и с обеспечением их равноправия в из-
бирательном процессе, и с проверкой конституционности избирательных процедур»11.
Интересно осветить в работе некоторые решения, создавшие благоприятную почву для
научных дискуссий и тем самым «вошедшие в историю» избирательного права и изби-
рательного процесса.
Большое количество постановлений Конституционного Суда посвящено проблеме
неконституционного ограничения активного и пассивного избирательного права путем
установления ценза оседлости, возрастного и языкового цензов (пост. от 24 ноября 1995 г.
№ 14-П, от 24 июня 1997 г. № 9-П, от 2 февраля 1998 г. № 4-П, от 27 апреля 1998 г. № 12-П).
В постановлении от 27 апреля 1998 г. № 12-П Конституционный Суд РФ признал некон-
ституционным превышение возрастного ценза относительно установленного Федеральным
Большое количество постановлений Конституционного Суда посвящено проблеме
неконституционного ограничения активного и пассивного избирательного права путем
установления ценза оседлости, возрастного и языкового цензов (пост. от 24 ноября 1995 г.
№ 14-П, от 24 июня 1997 г. № 9-П, от 2 февраля 1998 г. № 4-П, от 27 апреля 1998 г. № 12-П).
В постановлении от 27 апреля 1998 г. № 12-П Конституционный Суд РФ признал некон-
ституционным превышение возрастного ценза относительно установленного Федеральным
законом, однако конституционность самого положения Федерального закона, устанавлива-
ющего цензы, была рассмотрена Судом позже, в постановлении от 10 июня 1998 г. № 17-П.
Конституционный Суд признал соответствие Конституции этого положения с точки зрения
разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти
Российской Федерации и ее субъектов: «Именно субъект Российской Федерации вправе
принять решение об отказе от установления таких условий, ограничительный характер
которых оспаривается в настоящем деле, обеспечивая при этом единый стандарт прав че-
ловека и гражданина, закрепленный в Конституции Российской Федерации»12. Позднее –
в определениях № 201-О и № 202-О от 9 декабря 1999 г. – Суд «по существу распространил
вывод о конституционности соответствующих положений Федерального закона на ситуа-
цию, когда эти положения были обжалованы … прежде всего с точки зрения нарушения прав
и свобод человека и гражданина»13.
Многочисленные заявления граждан на нарушение их избирательных прав в ходе
избирательной кампании затрагивают вопрос о соотношении «частного и публичного ин-
тереса при защите избирательных прав»14. В постановлении от 15 января 2002 г. № 1-П
Конституционный Суд разъяснил: «Решение суда о восстановлении нарушенного пассив-
ного избирательного права не может во всех случаях интерпретироваться как нарушающее
активное избирательное право граждан, принявших участие в голосовании, а напротив,
служит его защите», и «суды должны находить адекватные формы и способы защиты пас-
сивного и активного избирательного права»15. В постановлении Конституционного Суда
РФ от 29 ноября 2004 г. № 17-П содержится следующее положение: «избирательные права
|
|
как права субъективные выступают в качестве элемента конституционного статуса изби-
рателя, вместе с тем они являются элементом публично-правового института выборов, в
них воплощаются как личный интерес каждого конкретного избирателя, так и публичный
интерес, реализующийся в объективных итогах выборов и формировании на этой основе
органов публичной власти»16.
Особенность избирательного процесса выражается в особых сроках обращения его
участников в суд и сроках рассмотрения дел судом. В ходе избирательной кампании тре-
буется оперативность в решении споров и быстрое устранение противоречий и неясностей,
связанных с обнаруживающимся несовершенством законодательства, как в пословице:
«Куй железо, пока горячо». В то же время участники избирательного процесса не должны
стать жертвами недостаточно внимательного рассмотрения дела судом, да и суд должен
действительно иметь возможность полноценно осуществлять свои полномочия. Вопрос о
процессуальных сроках является, пожалуй, одним из самых спорных, заслуживающих от-
дельного рассмотрения во всех отраслях процессуального права.
В постановлении от 26 декабря 2005 г. № 14-П Конституционный Суд признал по-
ложения ст. 260 ГПК РФ, «предусматривающие сроки рассмотрения судом поданных в
период избирательной кампании заявлений о защите избирательных прав … не соответ-
ствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 32 (части 1 и 2) и 46 (части 1
и 2), в той мере, в какой эти положения по смыслу, придаваемому им правоприменительной
практикой, препятствуют суду по истечении установленных в них сроков разрешить соот-
ветствующее дело по существу и служат основанием прекращения производства по делу»17.
Постановлением Конституционного Суда от 25 декабря 2001 г. № 17-П признано не со-
ответствующими Конституции РФ положение ч. 2 ст. 208 ГПК, «на основании которого
исключается возможность обжалования в кассационном порядке судебных решений по не
связанным с оспариванием результатов выборов или референдумов делам о нарушениях
|
|
избирательных прав граждан»18.
Важно отметить еще одно принципиально важное постановление Конституционного
Суда (от 10 июля 1995 г. № 9-П). В нем Суд подтвердил нарушение положения Конститу-
ции, согласно которому нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обя-
занности человека и гражданина, не могут применяться, будучи не опубликованными для
всеобщего сведения. А в соответствии с постановлением Государственного Совета Чуваш-
ской Республики Закон Чувашской Республики, вносящий изменения и дополнения в ее
Закон о выборах депутатов Государственного Совета, вводился в действие не после его опу-
бликования, а со дня подписания, что «повлекло применение новой редакции закона при
повторном голосовании в ходе выборов, начавшихся ранее на основе прежней редакцииэтого закона»19.
Конституционным Судом в проведении «круглых столов», подготовке информационных и
методических материалов, распространении их в субъектах Федерации.
Таким образом, не только Конституционному Суду необходимо продолжать со всей
бдительностью охранять конституционные права и свободы человека и гражданина, устра-
няя нормы законов, противоречащие Конституции Российской Федерации, но и законода-
телю следует действовать оперативно – принимать во внимание правовые позиции Кон-
ституционного Суда, восполнять пробелы в законодательстве и, главное, стремиться не
повторять ошибок, допущенных им однажды и обнаруженных органом конституционного
контроля. И только тогда будет возможно значительное усиление роли и эффективности решений Конституционного Суда в развитии избирательного права и избирательного процесса.