Психологические воззрения Сократа

В противоположность рассмотренным выше философам Сократ (ок. 470–399 гг. до н.э.) – древнегреческий философ, который связывал добродетель со знанием и считал диалог основным методом нахождения истины, мало интересовался проблемами бытия. Он отрицательно относился к эмпирическому изучению природы, поскольку оно опирается на свидетельство органов чувств, а значит, лишено познавательной ценности. Сократ выступал против принципа причинности, противопоставив ему телеологическое миропонимание: все имеет своей целью пользу человека; признавал существование богов, но центр его внимания перемещался на человека.

Человек интересует Сократа со стороны его практической деятельности, поведения, нравственности. Именно с этих антропологических позиций мыслитель подходит к рассмотрению эстетических проблем. Необходимо отметить, что Сократ хорошо знал искусство своего времени, разбирался в профессиональной стороне художественного творчества: в молодости он был ваятелем и, став философом, часто заходил в мастерские художников, скульпторов, ремесленников и вел с ними дискуссии.

Согласно Сократу, всякая человеческая деятельность преследует определенную цель. Высшим результатом этой деятельности является абсолютное благо. Эстетическая деятельность также является целесообразной; ее продукты должны оцениваться с точки зрения соответствия определенной цели (целесообразность – соответствие явления или процесса определенному состоянию, материальная илиидеальная модель которого представляется в качестве цели). Следовательно, прекрасное не может существовать как абсолютное свойство предметов и явлений. Оно раскрывается лишь в отношении, а в сущности совпадает с целесообразным. Более того, Сократ отождествляет прекрасное не только с целесообразным, но и с хорошим, добрым. Относительность прекрасного здесь является следствием соотношения предмета с целями человеческой деятельности.

Искусство, с точки зрения Сократа, есть воспроизведение действительности посредством подражания, которое вовсе не тождественно простому копированию явлений. Художник творчески воспроизводит действительность, исследует ее, отбирает из массы изученных единичных предметов определенные признаки, обобщает их. И природа, преображенная такой деятельностью, возвышается до идеала. Сократ ставит вопрос о возможности воспроизведения в искусстве того, что не имеет ни пропорции, ни цвета, ни формы, т.е. духовных свойств человека, состояния его души. Это возможно, утверждает философ, поскольку эти качества человека отражены в его лице и жестах. По Сократу, изображения в искусстве достойны те люди, у которых присутствуют благородные черты характера, высокие нравственные качества. Именно нравственный идеал должен быть воплощен в художественном произведении. Заслуга Сократа как эстетика в том, что он подчеркнул органическую связь этического и эстетического, нравственного и прекрасного. Идеалом для него является человек, прекрасный телом и духом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: