Развитие английской ассоциативной психологии в ХIХ веке (Браун, Джеймс Милль, Дж.Ст.Милль, А.Бэн, Г.Спенсер)

Английская психология в 18 веке развивалась от эмпиризма Локка к ассоцианизму, в трудах Беркли, Юм, Гартли. Джордж Беркли (1684 – 1753) – непосредственный последователь Локка. Создал теорию зрительного восприятия («Опыт новой теории зрения»). Считалось, что зрение дает идеи света, цветов, пространства, фигуры, движения. Нам лишь кажется будто мы непосредственно видим протяженные тела в пространстве в трех измерениях. На самом деле удаленность предметов, величина, положение друг относительно друга глазом не воспринимает. Это скорее акт суждения основанный на опыте, а не на ощущениях. Пространственные характеристики вещей даются нам посредством мышечных ощущений, возникающих от поворотов глаз, напряжения его мышц. То, что мы называем зрительными ощущениями – комбинация собственно зрительных и осязательных ощущений. Беркли подчеркивал условность зрительных ощущений, их знаковую природу: зрение стало для осязания языком, стало выражать содержание осязательного опыта. Биологическая полезность связи языка и зрения: образуется в опыте, обеспечивает правильное поведение. Теорию Беркли развил в 19 веке А. Бэн. Давид Юм (1711 – 1776). Последователь Беркли. «Трактат о человеческой природе», «исследования о человеческом познании». Развил понятие ассоциации. Попытался представить человеческое познание как ассоциацию идей. Различает «впечатления» (восприятия) и «идеи» (их отражения). Идеи – воспроизведенные восприятия, более слабые впечатление, используются в мышлении и рассуждении. Идеи бывают простые и сложные, сложные образуются путем ассоциации. Объясняет всю работу познания механизмом ассоциации. Виды ассоциации: Случайные и неправильные – ассоциации по закону смежности в пространстве или во времени. Естественные и правильные – ассоциации по закону сходства и причинности. Причинно-следственные отношения сводятся к привычной последовательности явлений (есть ли каждый раз покушав мы чувствуем сытость, мы через некоторое время делаем о том, что причина нашей сытости является то, что мы покушали). Всю душевную жизнь Юм сводил к восприятиям, чувствованиям и ассоциациями между ними. Он отрицал существование духовной субстанции, Я личности, как особых образований, отличных от восприятий. Личность – не что иное, как связка или пучок различных восприятий, следующих друг за другом с непостижимой быстротой, и находящихся в постоянном течении, в постоянном движении. Давид Гартли (1705 – 1757) воспринял идеи Локка об опытном происхождении душевной жизни, развил его представления об ассоциациях, дал первую законченную систему ассоциативной психологии. Опирался на идеи Ньютона. Для обоснования гипотезы о физиологических механизмах душевных процессах. Главный труд - «О человеке, его строении, его обязанностях и его упованиях». Развил учения о психике, как естественных началах. Все духовные способности объясняются через обращения к органической системе мозга. Элементы душевной жизни: сенсации – ощущения идеации – идеи ощущений аффекции – удовольствия – неудовольствия Из этих трех элементов, с помощью механизмов ассоциации строится душевная жизнь. В основе элементов лежат вибрации – физиологические процессы, возникающие в веществе нервов и мозга под влиянием внешних воздействий. Вибрации различны. Различиям в вибрациях соответствуют всё разнообразие наших простых людей ощущений, представлений и чувствований. Ассоциации – пассивное отражение нервных связей в мозгу. Сочетаются не ощущения или идеи, а состояние мозга, которые сопровождаются ими – вибрации. На основе ассоциаций образуется все сложные представления, явления памяти, понятия, суждения, произвольные движения, аффекты (Страсти) воображение. Главы о мышлении у Гартли нет. Рассматривается понимание слов и предложений. Понимание слова – образование ассоциации между словом и значением, устанавливается в детстве. Новые мысли – только новые комбинации старых простых идей или разложение сложных. Большое внимание уделяет проблеме страстей и аффектов. Страсти – движущая сила поведения. Аффектов во врожденном состоянии не существует. Страсти – продукт воспитания, возникает по механизму ассоциации между представлением о вещи и аффекцией. Объясняет возникновение произвольных движений. Виды произвольных движений. Полупроизвольные – связи ещё не достаточно укрепились Произвольные – движения вызываются представлениями Вторичные автоматизмы – произвольные движения возникают безотчетливо представления о движений. Достаточно лишь желание движения. Психика не является врожденной, врождена только способность к аффектам, а также возможность получать ощущения. Всё что есть в душевной жизни – продукт воспитания. Теория Гартли имело большое общественное значение. Для того, чтобы сделать человека тем, Что он есть, нужно только ощущающее начало и влияние тех обстоятельств в которых действительно находится человек. 25. Развитие английской ассоциативной психологии в 19 веке (Браун, Джеймс Милль, Дж.Ст.Милль, А.Бен, Г.Спенсер) Томас Браун (1778-1820) Юрист, врач, философ, поэт “Лекции по философии человеческого духа” 1820 – продвинул доктрину ассоциаций. Для очищения учения об ассоциациях от материализма, разделил все душевные операции на: Ассоциации – это простые внушения. Основания для ассоциаций – в мозгу. Все остальные связи – относительные внушения. Вывел вторичные законы ассоциаций: учение о дополнительных факторах, объясняющих возникновение в данный момент той или иной ассоциации. Факторы: сила исходного ощущения, его новизна, близость, природные особенности индивида, состояние его здоровья и др. Метод исследования духа: самонаблюдение. Браун развивает идеи виртуального анализа в психологии: Сложные чувства происходят от первичных чувств через ассоциации. На первый взгляд, сложная ассоциация имеет мало сходства с ее составными частями, как существующими первоначально в элементарном состоянии. Требуется разложить и разделить на части совокупность. Интеллектуальный аналитик делает это по отношению к духу (сравнивает аналитика с химиком, который делает это же по отношению к материи). Анализ в науке о духе основан на чувстве взаимного отношения одного состояния духа к другим его состояниям. Минусы: 1.пассивность. 2. механицизм, сведение ВСЕГО к ассоциациям. Браун сводит сложные психические явления к сумме более простых. Даже познавательную деятельность он трактует механически. Мышление – процесс решения задач, основанный на течении ассоциаций. Задача вызывает беспорядочные ассоциации, одна из которых приводит к решению (соответствует ему). Сравнение – также лишь ассоциация. Может осуществляться непроизвольно, автоматически. 3. Еще один минус: уничтожение специфики потребностей как особых психических состояний. Потребности – просто ассоциация между двумя чувствованиями, чувственные процессы. Признает их важность. Выделяет 2 вида чувствований: Ощущения неудовольствия, вызываемые состоянием тела (голод, жажда) Желание того, что их устранит, которое непосредственно связанно с этими ощущениями – направленная на будущее эмоция Между ними существуют ассоциации. Джеймс Милль (1773-1836) Историк и экономист. Опирался на психологию Гартли. “Анализ явлений человеческого духа”. Написал с целью способствовать лучшему развитию душевных способностей и сил при воспитании. Сводит всю психическую жизнь к ощущениям, представлениям и ассоциациям идей. Они изменяются и группируются – все это есть человеческий дух. Выделил 2 причины закрепления ассоциаций: Живость ассоциируемых ощущуний Частота их повторения Общий закон ассоциаций: идеи зарождаются и существуют в том порядке, в котором существовали ощущения как их оригиналы. Поэтому ассоциации могут быть только одновременными (при восприятии объектов) или последовательными (в словах и мыслях). Минусы: полная пассивность организма (явно видно в законах закрепления ассоциаций) механицизм в трактовке психики (как и у всех ассоционистов) Дж.Ст.Милль (1806-1873) Сын Джеймса Милля. Экономист, политик, философ, методолог. “Система логики”1834. Основная цель – усовершенствование методологии наук об обществе, в том числе психологии. Естественные науки – самые точные. Естествознание сделало свои открытия при помощи эксперимента и наблюдения. Метод должен быть одним для всех наук. Вывод: Психологии надо выработать такую же методологию, чтобы стать настоящей наукой. Надо использовать эксперимент и наблюдение + измерительные процедуры. Психическая химия: простые идеи в совокупности не составляют сложные. Простые идеи порождают сложные. По продукту нельзя судить об исходных элементах. Даже зная свойства элементов, надо изучать свойства целого. Короче: в результате ассоциативной деятельности появляется новое качество. Психология не может существовать как наука: так как у нее нет средств для реального анализа сознания. НО, несомненно, ее описания имеют практическую полезность. Не существует самостоятельных законов духа. Психология – только ветвь физиологии. Нам кажется, что одна мысль вызывает другую посредством ассоциации. На самом деле между мыслями нет ассоциации, она – между состояниями мозга, предшествовавшими мыслям. Предмет психологии – законы, по которым одно психическое состояние идет за другим. Однако, законов психической жизни нельзя вывести из законов нервной системы, поэтому следует обращаться к опыту и наблюдению. Ассоциативные законы: сходные идеи стремятся вызвать друг друга если две идеи перемеживаются обновременно→ возникает связь при их повторении→ усиливается сила впечатления→ усиливается связь Отступление от классического ассоцианизма: вводит понятие “Я” в качестве субъекта сознания. (В классике ничего кроме явлений сознания в психике не признавали) вводит ассоциации по сходству (помимо одновременных и последовательных) Александр Бен (1818-1903) Психологии надо применять методы естественных наук. Связывает психические процессы с телесной организацией. Отступает от механицизма при объяснении возникновения произвольных движений. Если движение более одного раза совпадает с состоянием удовольствия, то между ними устанавливается ассоциация (при помощи удерживающей силы духа). Так возникают целесообразные акты. Схема: Ребенок с энергией→ спонтанная активность для разрядки Функции духа (свойства ума): различение, нахождение сходства, удержание впечатлений, способность вызывать впечатления посредством душевных сил. Распространяет термин ассоциации. Вводит творческие ассоциации – способность ума составлять новые комбинации, отличные от добытых опытом. Ассоциативная трактовка творческого процесса возникает в результате построения цели. Схема: Цель→ движение ассоциаций → волевые усилия→ новое на основе опыта Писал также про принцип проб и ошибок, которому подчинена не только внешняя, но и внутримыслительная активность. Мышление – как процесс отбора правильного решения. Герберт Спенсер (1820-1903) Эволюционный ассоцианизм – сближение психологии с учением о биологической эволюции. Социальная эволюция – часть эволюции вообще. Общий закон эволюции: развитие идет от рассеянного к сплоченному (интеграция), от однородного к разнородному (дифференциация), от неопределенного к определенному (индивидуальному). Психика – жизненное проявление для приспособления организма к среде. Ее можно понять, только анализируя ее развитие. Ассоциация – закон, который лежит в основе психического развития. Внешние отношения и связи производят внутренние. Они образуются в опыте (к индивидуальному опыту присоединяется наследственный или врожденные инстинкты– это привело Спенсера к расизму). Первичная единица психики – ощущение. Оно развивалось из раздражительности. Простейшее ощущение – есть чувствование. Это на субъективном уровне. Интеллект, воля и др. возникают в процессе приспособления из низших форм психической деятельности. Схема: Рефлекс→ инстинкт→ память→ разум→ чувства→ воля Психология: Объективная – психические явления животных и человека, которые обнаруживаются в действиях. Метод – внешнее наблюдение Субъективная – занимается состояниями сознания посредством внешнего наблюдения. Развитие ассоциативной психологии: первая треть века – расцвет системы. Психика сводится к принципу ассоциации. Кризис – новые принципы работы духа. Эволюционный ассоцианизм Спенсера. Несостоятельность ассоцианизма→ открытый кризис→ бихевиоризм, психоанализ и др. Ассоциативная психология + экспериментальный метод 26. Психология Гербарта. Иоганн Герберт (1776-1841) – основоположник немецкой эмпирической психологии. Психологические сочинения: «Учебник психологии» (1816), «О психологии как науке, вновь опирающейся на опыт, метафизику и математику» (1824 – 1825). Оппозиционировал теории способностей Вольфа. С его точки зрения неверно разделять всю душевную деятельность на самостоятельные функции. Душевная жизнь целостна. Гербарт – сторонник ассоциативной психологии, которую, как он считает, необходимо строить на опыте, предмет психологии – факты, явления сознания. Это у него от Локка... Факты сознания = состояния сознания – исходный пункт любого эксперимента. Методы: самонаблюдение, наблюдение за другими людьми, анализ продуктов деятельности. Только математика дает точность определениям и делает возможной их проверку → надо применять математику, иначе психология – не наука! Представления – это сложные образы восприятия, которые возникают под влиянием внешних объектов. Они имеют качественные особенности и количественные характеристики. Количественная характеристика представления – это его сила, показатель силы – ясность. В сознании представления борются за место в центре сознания. 2 части психологии: Статика духа: Предмет – данные, полученные в результате измерения представлений (душевная жизнь) в период покоя. Развивается учение о представлениях, Устанавливаются различные типы связей между ними, описываются пороги и области сознания. Сознание – «некоторая сцена, на которой теснятся представления». В сознании выделяется 3 области – центр сознания = ясное сознание (самые ясные, интенсивные представления), сознание и бессознательное (слабые по интенсивности представления). Границы, отделяющие одну область от другой – пороги. Граница между центром сознания и сознанием – граница ясного сознания, а граница между сознанием и бессознательным – граница сознания.Типы связей: Противоположности (борьба между представлениями) – одно представление в итоге вытесняет другое; Слияние – соединение представлений, при котором теряются характеристики их по отдельности; Компликация – соединение представлений, при котором данные отдельных ощущений соединяются в новое образование, не теряя своих качеств. Динамика духа: Предмет – выяснение условий движения представлений в сознании. От чего зависит проникновение представления в центр сознанияия: От собственной силы впечатления (не сводится к физическим параметрам, зависит от значимости стимула для субъекта); Отсутствие препятствий на пути к ясному сознанию; Главное условие – поддержка прошлого опыта. Прошлый опыт, набор представлений – апперцепирующая масса. Процесс слияния представлений с прошлым – апперцепция (так понимал эти понятия сам Иоганн Гербарт) Иоганн выделял в сознании еще чувства и волю (продукты отношений между представлениями). Неудовольствие – результат стеснения представлений, устранение стеснения – удовольствие. Стремление проистекает из стеснения и оканчивается освобождением представления – воля. «+»: рассматривает душевную жизнь целостно «–»: нет субъекта, нет Я утеряна специфика чувств и воли – все сводится к представлениям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: