Рационализм

Дедуктивный метод, заимствованный им из математики. Дедуктивный метод — это путь мышления, который ведет от общего к частному. Отправной точкой дедуктивного метода является методическое сомнение, то есть сомнение во всех предыдущих знаниях. С помощью методического сомнения Декарт подвергает испытанию различные виды знания. Оно является средством исключения всех положений, в которых мы можем логически сомневаться, и средством поиска положений, которые логически несомненны. Логически бесспорные положения мы можем использовать в качестве предпосылок дедуктивной системы.

Декарт считал, что определенность философскому знанию придаст строжайшая методология, построенная по примеру геометрии и арифметики. Математика начинается с утверждения простых и очевидных принципов — основополагающих аксиом, из которых в дальнейшем выводятся более сложные истины. В философии выверенная критика должна одерживать верх над недостоверными сведениями о мире, которые человек получает при помощи ощущений или воображения. Таким образом, скептицизм в союзе с математикой породил революцию в философии, которая получила название картезианской: в латинском написании имя Декарта — Картезий.

Основой всякого знания, с точки зрения Декарта, стало самосознание, которое является одновременно основой для дальнейших выводов, и образцом для всех прочих рациональных интуиции.

Вселенная состоит из мельчайших частиц неодушевленного вещества — атомов. Процессы, происходящие в мире, можно объяснить, опираясь на знание механики; то есть нужно анализировать, приведя к общему знаменателю ее простейшие элементы, чтобы затем постигать целое уже в свете расположения и движения этих элементов. «Законы механики тождественны законам Природы».

Все объекты внешнего мира лишены сознания, одухотворенности, поэтому природные явления можно представить в виде механизма.

Человек — это единство души и тела. Душа, согласно картезианскому дуализму, часто воспринимается как ум, а человеческое сознание отделено от самого мыслящего.

Физический мир объективен, совершенно материален и, следовательно, поддается измерению. Чтобы постичь законы Вселенной, человеку нужна математика, и она доступна человеческому разуму. Чувственное восприятие может дать искаженную картину мира и, чтобы избежать этого, ученый должен внимательно изучать те объективные качества, которые воспринимаются ясно и четко, анализировать их в таких количественных понятиях, как протяженность, форма, число, продолжительность и т. д. От этих показателей и должна отталкиваться наука, используя опыты и гипотезы.

Его работа «Правило для руководства разумом»:

1. Человеческие чувства являются первым источником нашего познания, но они являются наименее надежным, последним выступает лучшим из живописцев – разум.

2. Разум является высшей способностью. Его использование - смысл человеческой жизни. Афоризм «Я мыслю, значит я существую»

Картезианство – последователи Декарта

3. Способность мыслить помогает овладевать вещами, проникать в их суть невозможно только чувствами или религиозными верованиями.

(Истина не придет через откровения, а также к человеку созерцающему).

4. Чувства не дают достоверной информации, но и разум тоже.

Принципы заблуждений. Мир состоит из двух частей: материальная и идеальная. Нет полной совместимости. «Выводы разума подвергать проверкам – сократить несоответствия». Истины достигнут сомневающиеся.

Оба: Бэкон и Декарт отводили человеческим чувствам и разуму шаг к освобождению от религиозных догм и религиозного познания к философии светской.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: