Проблема метода познания в философии Нового времени: эмпиризм (Ф.Бэкон) и рационализм (Р.Декарт)

Новое время – это время социальных потрясений, революций (социальная, промышленная, научная). В научной стали известны имена: Коперник, Ньютон.

В общем сознании утверждается, что «будущее человека зависит не от религиозной веры, а от достижений человека, его разума в виде научной деятельности, подчинение природы»

Под влиянием этого настроя произошли изменения в философской мысли

В XVII веке сложился особый тип философского мировоззрения — механицизм; окружающий мир и человек рассматривались как сложный механизм, устроенный и существующий по законам механики. Дух философии и естествознания той исторической эпохи выразил Ф. Бэкон в своем тезисе «Знание — сила».

В XVII веке основными направлениями в теории познания стали эмпиризм и рационализм. Особое значение приобретает гносеология, или теория познания. Гносеология — философское учение о том, какими методами, как, в какой форме человек познает окружающий мир.

Эмпиризм (Ф.Бэкон) или сеншуализм (от чувства) - выведение всего знания из опыта, из данных 5 наших чувств (сенсоров). Принцип: нет ничего в разуме, что не прошло ранее через наши чувства.

Рационализм – познание через анализ, обобщение, сопоставление данных полученных посредством чувств (способность мыслить, осмысливать). Принцип: нет ничего в разуме, что не прошло ранее через наши чувства. 2 компонента: разум и чувства (логика) - Рене Декарт, Лейбниц

Чистые эмпирики – это животные. Человек может предвидеть события не обращаясь к опыту – рационализм.

Эмпиризм. (Фрэнсис Бэкон)

Научное знание, в котором Бэкон видел важнейшее средство для решения социальных проблем. Главным в знании является его достоверность и соответствие практическим потребностям общества. Об истинности знаний нужно судить по практическим результатам.

Цель познания — установить господство человека над силами природы, что возможно при помощи истинного знания. Истинное знание можно получить, если правильно организовать метод познания. Ф. Бэкон полагал, что в научном познании основным должен быть опытно-индуктивный метод, который предполагает движение знания от простых к более сложным понятиям. «От частного к общему» — так, по убеждению философа, должен происходить научный поиск.

Человеку вставшему на путь научной деятельности надо учитывать 3 типа ученых:

1. ученый-муравей. (сбор фактов)

2. ученый-паук. (всеохватывающие теории, системы на основах своих размышлений)

3. ученый-пчела. (муравей + паук). Сбор и обработка.

Ф.Бэкон «Учение об идолах познания» (о заблуждениях)

«Идолы» и ложные понятия, которые уже пленили человеческий разум и глубоко в нем укоренились.

Идолы познания.

1. рода: несовершенство чувств, разума (генетическое)

2. пещеры (нации, семьи): недостатки воспитания в семье, группе

3. рынка: некритическое восприятие мнений

4. театра: слепая вера в авторитеты (научн., искусств., религиоз)

«Идолы рода» обусловлены самой природой человека, чьи органы чувств и разум имеют ограниченные возможности. Чувства либо искажают предмет, либо вовсе бессильны дать реальные сведения о нем. Суждения ума требуется обязательно проверять опытным путем.

«Идолы пещеры» - заблуждения отдельного человека, они зависят от его индивидуальной психологии и физиологии, от своеобразия его духовного мира.

«Идолы площади» возникают под влиянием неправильных слов и ложных понятий. Необходимо прояснять истинное значение слов и понятий, объяснить вещи, которые за ними скрываются.

«Идолы театра» - это слепая и фанатичная вера в авторитеты, некритическое отношение к суждениям и теориям.

Мыслитель подчеркивал, что «все они должны быть отвергнуты и отброшены твердым и торжественным решением, и разум должен быть совершенно освобожден и очищен от них».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: