Проблема нравственного прогресса в философии Немецкого просвещения

Немецкое просвещение получило развитие в германии во второй половине 18 в. Наиболее видные представители – Лессинг и Гердер.

В тезисах о нравственном прогрессе человечества Лессинг связывает совершенствование общества со всеобщим просвещением и преодолением религиозного принуждения. Сравнивая развитие отдельного индивида и человеческого рода, выделяет три возраста в развитии человечества:

- детский – ветхий завет

- юношеский – Новый завет

- зрелость – «новое, вечное Евангелие»

Только на стадии зрелости человеческий род может достигнуть нравственной чистоты, когда мораль не будет напрямую связана с верой в Бога и станет всеобщим принципом людей – добро ради добра, а потребность в религиозном принуждении отпадет.

В отличие от Лессинга, тайну совершенствования человеческого рода Гердер видит в непрерывном развитии специфических атрибутов человечества – искусства, языка, мышления. Особое значение в нравственном совершенствовании общества придает воспитанию гуманности.

Гердер признает единство человека с природой, считает его венцом развития всего органического мира на Земле. Естественным состоянием человека считает жизнь в обществе, и решающую роль в формировании социальных качество отводит воспитанию. Таким образом, Гердер разделяет точку зрения французских материалистов Гельвеция и Ламетри на определяющую роль воспитания, однако иначе оценивает роль религии в воспитании человека, не приемлет резкой критики по отношению к религии, подчеркивает ее важную роль в гуманизации человеческой души.

В целом немецкому просвещению был присущ меньший радикализм в вопросах социального переустройства общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: