Виды проявления индивидуальности

Продуктивные Инструментальные
   

& Асмолов, А.Г. Психология личности: культур.-ист. понимание развития человека: учебник / А. Г. Асмолов. - М.: Академия: Смысл, 2007. - С. 353 - 354.

_______________________________________________________

Вопросы к теме 1

1. Что можно отнести к феноменологии проявлений личности?

2. Суть системного историко-эволюционного анализа развития личности можно найти в ответе на какой вопрос?

3. Каковы общие характеристики системных исследований?

4. Почему можно утверждать, что человек одновременно является элементом множества систем?

5. Какие три класса в структуре личности выделил У.Джеймс, А.Г.Асмолов?

6. Что относится к индивидным свойствам человека?

7. Как можно определить следующие понятия: филогенез, онтогенез, биогенез, социогенез и персоногенез?

8. Почему индивидуальность не является суммой особых данных?

9. Как проблема выбора личности влияет на формирование ее индивидуальности?

10. В чем проявляется индивидуальность личности?


Тема 2. Периодизации развития индивида, личности и индивидуальности:

Движущие силы и условия

Развития личности

План

2.1. Движущие силы развития личности

2.2. Психологические принципы и основания периодизации развития человека

2.3. Биогенетические периодизации развития человека

2.4. Онтогенетические периодизации развития человека

2.5. Персоногенетические периодизации развития человека

2.1. Движущие силы развития личности

В психологии существуют базовые неразрешенные вопросы. Один из них – проблема соотношения биологического и социального в человеке, т.е. проблема о главенствующей роли детерминации развития личности.

Сторонники первичной роли среды (ситуаций, общества), т.е. внешней детерминации развития личности утверждают, что человек представляет собой продукт воздействующих на него обстоятельств.

Сторонники первичной роли наследственности в развитии личности объясняют развитие и поведение личности врожденными задатками, конституцией человека, его генотипом.

Современные представления основываются на положении, что человек – существо социально-генетическое. И неправомерна постановка вопроса о приоритетности либо роли среды, либо роли наследственности в развитии личности. За появлением человека на свет стоит сложнейший процесс преобразования эволюционных закономерностей образа жизни в истории филогенеза, антропогенеза и социогенеза.

Однако, некоторые парадигмы, указывая на двойную детерминацию личности, изучают либо человека вне мира, либо мир вне человека, что приводит к изъятию человека из природы и общества, а затем с помощью двухфакторной детерминации развития человека превращают его в полуживотное, получеловека – полубиологическое и полусоциальное существо.

_______________________________________________________

þ В своей морфологической теории У. Шелдон выводит разные соматотипы, из них – типы темперамента, из них – характер личности, а затем и закономерности развития общества.

_______________________________________________________

На место закономерностей развития общества становятся закономерности филогенеза и эмбриогенеза, присущие разным биологическим видам.

Представители двухфакторной детерминации развития личности делают вывод о существовании двух изолированных миров – мира социальных норм, присущего некоторой типичной личности в данной культуре («базовой личности») и психофизиологического мира индивида, от индивидуальных естественных особенностей которого зависит в незначительной степени адаптация к этим социальным нормам[17].

_______________________________________________________

! Задание 2.1.1. Приведите примеры концепций сторонников первостепенного влияния среды и наследственности, сторонников двухфакторной детерминации развития личности, заполнив таблицу:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: