Развития человека

Персоногенетические периодизации развития человека основываются на критериях активности самосознания личности, включая индивидуальный характер, способность к самореализации, поиск смысла жизни, т.е. тех особенностей, которые определяют индивидуальность личности.

Эпигенетическая концепция развития была разработана известным американским психологом Эриком Хомбургером Эриксоном (1902 – 1994). Э.Эриксон известен, прежде всего, своей теорией стадий психосоциального развития, а также как автор термина кризис идентичности. Он разработал положения о психосоциальной идентичности личности как критерии ее зрелости; выделил этапы и описал роль конфликта в развитии личности.

! Идентичность (лат. identicus — тождественный, одинаковый) — осознание личностью своей принадлежности к той или иной социально-личностной позиции в рамках социальных ролей и эго состояний.

Идентичность, с точки зрения психосоциального подхода Э.Эриксона, является эпицентром жизненного цикла каждого человека. Она оформляется в качестве психологического конструкта в подростковом возрасте и от ее качественных характеристик зависит функциональность личности во взрослой самостоятельной жизни. Идентичность обусловливает способность индивида к ассимиляции личностного и социального опыта и поддержанию собственной цельности и субъектности в подверженном изменениям внешнем мире[23].

Книга «Детство и общество» посвящена проблемам возрастных кризисов. Автор выделяет восемь основных периодов жизни человека и подробно проанализировал каждый их них[24].

По мнению Э.Эриксона развитие продолжается всю жизнь, причём каждая из стадий развития отмечается специфичным для неё конфликтом, благоприятное разрешение которого приводит к переходу на новый этап:

Первый этап (от рождения до года) — конфликт между доверием и недоверием; значимые отношения: ребенок и мать; формируется сильное свойство личности - надежда (в деструктивном варианте уход);

Второй этап (от 1 до 2) — конфликт между автономией, независимостью против зависимости, стыда и сомнения; значимые отношения – родители; формируется воля, направленность на преодоление препятствий (в деструктивном - навязчивость, конформизм, стремление быть рядом со взрослым или агрессивность);

Третий этап (от 3 до 6 лет) — конфликт между инициативностью и неадекватностью, чувством вины; значимые отношения - семья в целом; формируется способность к целеполаганию, целеустремленность (деструктивный вариант - беспомощность, пассивность);

Четвёртый этап (от 6 до 12) — соответствует фрейдовскому «латентному периоду», конфликт между предприимчивостью и комплексом неполноценности (предприимчивость - готовность к овладению технологиями, готовность к кооперации); значимые отношения: школа, соседи; формируется компетентность, умелость (в деструктивном варианте - инертность как неспособность к кооперации или чрезмерная конкуренция);

Пятый этап (от 12 до 18) — юность, конфликт идентификации личности и путаницы ролей; значимые отношения - группы сверстников; формируется Эго-идентичность - «субъективное чувство непрерывной самотождественности», не просто сумма принятых индивидом ролей, но также и определенные сочетания идентификаций и возможностей индивида, воспринимаемых им на основе своего опыта и знание о том, как реагируют на него другие (в деструктивной варианте - смешение идентичности, негативизм, застенчивость);

Шестой этап (от 18 до 25) — ранний взрослый период, конфликт между близостью и одиночеством; значимые отношения - друзья и партнеры по работе, учебе; формируется любовь (в деструктивном варианте - исключительность, отвержение всех чужих);

Седьмой этап (от 25 до 60) — поздний взрослый период, конфликт производительности и застоя; значимые отношения: разделенный труд и общий дом; формируется ответственность и забота (в деструктивном варианте - отвержение);

Восьмой этап (от 60) — конфликт цельности и безнадежности (распада); значимые отношения - человечество в целом (в прошлом и будущем); происходит подведение итогов, осмысленный интерес к жизни (в деструктивном варианте - страх смерти, обида на жизнь, желание прожить ее еще раз).

Задача человека на каждом этапе - найти баланс между двумя полюсами.

_______________________________________________________

! Задание 2.5.1. Сформулируйте эпигенетический принцип по Э.Эриксону

& Первин, Л.А. Психология личности: Теория и исслед.: Пер. с англ.: Учеб. / Л. А. Первин, О. П. Джон. - М.: Аспект Пресс, 2001. - С. 180 - 181.

_____________________________________________________________

Другая теория, разработанная американским психологом Гордоном Олпортом (1898 – 1967), представляет системный подход к изучению личности через развитие «чувства Я». Личность представляется им как открытая и развивающаяся система, ядро которой составляет человеческое «Я». Особенностью этой системы является стремление личности к реализации своего жизненного потенциала и самоактуализации. Он считал, что личность в своих проявлениях в большей степени следует социальным, чем биологическим мотивам, и на этом основании подверг экспериментальному изучению иерархию культурных ценностей, на которые ориентируются различные типы людей.

_______________________________________________________

! Задание 2.5.2. Сформулируйте особенности зрелости по Г.Олпорту

& Мадди, С.Р. Теории личности: Сравн. анализ: Пер. с англ. / С. Р. Мадди. - СПб.: Речь, 2002. - С. 111 – 121.

_____________________________________________________________

Существует проблема периодизации старости.

Биолог, лауреат Нобелевской премии Илья Ильич Мечников (1845 – 1916) создал учение об оптимистическом понимании жизни и смерти для обеспечения полного и счастливого цикла жизни. Его основные работы:

1. «Этюды о природе человека»,

2. «Этюды оптимизма»

И.И.Мечников писал: «Для того, чтобы ответить на вопрос, можно ли повлиять на старость в благоприятном смысле, необходимо изучить её с различных точек зрения…»

Старость - заключительный период жизни, условное начало которого связано с отходом от непосредственного участия в производительной жизни общества.

Хронологическое определение границы, отделяющей старость от зрелости, не всегда оправданно из-за огромных различий индивидуальных в появлении признаков старения. Эти признаки выражаются в постепенном снижении функциональных возможностей человеческого организма. Кроме прогрессирующего ослабления здоровья, упадка физических сил старость характерна собственно психологическими изменениями — например, интеллектуальным и эмоциональным «уходом» во внутренний мир, в переживания, связанные с оценкой и осмыслением прожитой жизни.

Постепенное ослабление по мере старения процессов восприятия и затруднение двигательной активности сочетаются с весьма неоднозначной картиной изменений в области интеллекта, памяти и других психических функций. Известны факты высокой творческой активности и продуктивности ученых, представителей искусства и прочих профессий не только в пожилом, но и в старческом возрасте.

Поэтому неправомерно связывать с периодом старости лишь регрессивные явления — ее можно рассматривать и как период развития. С этой позиции старость — в случае позитивного прохождения предшествующих возрастных стадий-достижение мудрости и чувства удовлетворенности., полноты жизни, исполненного долга, высший уровень интеграции личностной.

Но если главнейшие задачи предшествующих возрастных этапов не реализовались, она сопровождается разочарованием и ощущением бесполезности прожитой жизни, отчаянием.

Психология ставит проблему создания условий для активной, полноценной жизни в пожилом и преклонном возрасте, необходимости подготовки человека к наступлению старости.

_______________________________________________________

! Задание 2.5.3. Опишите концепции периодизации зрелости и старости (Дж. Биррена, Д.Б. Бромлея, Э.Эриксона, В.Бунак, В.И. Слободчикова), проведите их сравнительный анализ.

& Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум; науч. ред. пер. на рус. яз. Т. В. Прохоренко. - СПб.: Питер, 2006. - 940 с.

Психология человека от рождения до смерти: младенчество, детство, юность, взрослость, старость: полный курс психологии развития: учеб. пособие / под ред. А.А. Реана. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК; М.: Олма-Пресс, 2005. - 416 с.

Слободчиков, В.И. Психология развития человека: Развитие субъектив. реальности в онтогенезе: Учеб. пособие для вузов / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев; Под общ. ред. В.Г.Щур. - М.: Шк. Пресса, 2000. - 416 с.

Стюарт-Гамильтон, Я. Психология старения: Пер. с англ. / Я. Стюарт-Гамильтон. - СПб.: Питер, 2002. - 256 с.

Хьелл, Л. Теории личности: основ. положения, исслед. и применение / Л. Хьелл, Д. Зиглер. - СПб.: Питер, 2006. - 607 с.

Эриксон, Э.Г. Детство и общество = Childhood and Society: Пер. с англ. / Э. Г. Эриксон. - СПб.: Летний сад, 2000. - 416 с.

Анцыферова, Л.И. Психология старости: особенности развития личности в период поздней взрослости / Л. И. Анцыферова. // Психол. журн. - 2001. - Т. 22, № 3. - С. 86-99.

_____________________________________________________________


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: