Под онтогенезом понимается весь цикл индивидуального развития человека – от оплодотворения до смерти. Онтогенетические периодизации развития человека связаны с личностным развитием. Таких периодизаций много.
_______________________________________________________
! Задание 2.4.1. Представьте в виде таблицы периодизацию психического развития Д.Б.Эльконина:
Периодизация психического развития Д. Б. Эльконина [21]
Возрастные периоды | Ведущая деятельность | Система отношений |
Младенческий | ||
Раннее детство | ||
Дошкольный возраст | ||
Младший школьный возраст | ||
Подростковый возраст | ||
Юношеский возраст |
_____________________________________________________________
Одним из исследований возрастной периодизации психического развития человека с использованием моральных дилемм предложил американский психолог Лоуренс Колберг (1927 – 1987). Он выделял следующие уровни нравственного развития:
1. Преднравственный уровень (от 4 до 10 лет). На этом уровне поступки определяются внешними обстоятельствами и точка зрения других людей не учитывается.
|
|
На первой стадии этого уровня суждения выносятся на основе того, будет ли поступок наказан или удостоится похвалы.
На второй стадии суждение о поступке выносится в связи с той пользой, которую благодаря ему можно будет извлечь.
2. Конвенциональный уровень (от 10 до 13 лет). Поступки оцениваются в соответствии с нормами, принятыми в обществе. Ребенок ориентируется на оценки других людей.
На третьей стадии главным критерием суждения является одобрение или неодобрение других людей.
На четвертой стадии ребенок ориентируется на общепринятые нормы и законы.
3. Постконвенциональный уровень (с 13 лет) оценивается Колбергом как истинная нравственность, поскольку человек исходит из своих собственных критериев, что предполагает высокий уровень мыслительного развития.
На пятой стадии суждение о поступке основано на уважении прав человека и признании демократических норм.
На шестой стадии основным судьей является совесть, независимо от мнения других людей и общепринятых норм.
У детей, начиная с 13-летнего возраста, преднравственный уровень вытесняется конвенциональным и, в меньшей мере, постконвенциональным. Колберг отмечает, что многие люди так и не переходят на четвертую стадию нравственного развития, а шестой стадии достигают только 10% людей старше 16-летнего возраста.
Рис. 2.1. Периодизация нравственного развития человека по Л.Колбергу
Периодизация нравственного развития Л. Колберга также касается лишь одного из аспектов психического развития человека, хотя и связанного с когнитивными возможностями детей разного возраста.
|
|
Рассмотренная концепция прослеживает когнитивное развитие человека до подросткового возраста, полагая, что в этом возрасте данная функция достигла уровня зрелости. Однако это не так. Интеллектуальное развитие продолжается и изменяется в течение всего жизненного цикла. Это подтверждают имеющиеся в отечественной и зарубежной психологии факты.
Теория самокатегоризации, опирающаяся на когнитивно-генетическую концепцию американского психолога Л. Колберга, подчеркивает ведущую роль самосознания: ребенок сначала усваивает половую идентичность, признает себя мальчиком или девочкой, а затем согласовывает свое поведение с тем, что ему кажется соответствующим принятому определению. В свете теории половой типизации логика мотивации поведения ребенка примерно такова: «Я хочу поощрения, меня поощряют, когда я делаю то, что положено мальчику, поэтому я хочу быть мальчиком», а в свете теории самокатегоризации: «Я мальчик, поэтому я хочу делать то, что положено мальчику, и возможность делать это меня вознаграждает».
Таблица 2.1.
Возрастная лестница Л.Колберга [22]
Стадия | Возраст | Содержание стадии | Название для группы стадий |
0-2 | Непонимание морали, мое желание | ||
2-4 | Послушание-наказание | Пре- Конвенционализм | |
4-7 | Индивидуализм-инструментализм (ты мне – я тебе) | Пре- Конвенционализм | |
7-12.5 | «Хороший мальчик (девочка)» | Конвенционализм | |
12.5-… | Закон и порядок | Конвенционализм | |
Общественный договор | Пост-Конвенционализм | ||
Ориентация на высшие ценности | Пост- Конвенционализм |
Разработка представления о периодизации развития личности в социальной психологии принадлежит отечественному психологу Артуру Владимировичу Петровскому (1924 г.р.).
А. В. Петровским в 1984 г. была предложена психологическая концепция развития личности и возрастной периодизации, рассматривающая процесс развития личности как подчиненный закономерности единства непрерывности и прерывности. Единство этих двух условий обеспечивает целостность процесса развития личности, как процесс интеграции в различных социальных группах.
Таким образом, возникает возможность выделения двух типов закономерностей возрастного развития личности:
Первый тип закономерностей развития личности. Источником здесь выступает противоречие между потребностью индивида в персонализации (потребность быть личностью) и объективной заинтересованностью референтных для него общностей принимать лишь те проявления индивидуальности, которые соответствуют задачам, нормам, ценностям. Это обусловливает становление личности как в результате вхождения в новые для человека группы, выступающие в качестве институтов его социализации (например, семья, детский сад, школа, воинское подразделение), так и вследствие изменения его социальной позиции внутри относительно стабильной группы. Переходы личности на новые этапы развития в этих условиях не определяются теми психологическими закономерностями, которые выражали бы моменты самодвижения развивающейся личности.
Второй тип закономерностей развития личности. В этом случае личностное развитие детерминировано извне включением индивида в тот или иной институт социализации или же обусловлено объективными изменениями внутри этого института.
& Петровский, А.В. Личность. Деятельность. Коллектив / А. В. Петровский. - М.: Политиздат, 1982. - 253 с.
þ Например, школьный возраст как стадия развития личности возникает в связи с тем, что общество конструирует соответствующую систему образования, где школа является одной из «ступеней» образовательной лестницы.
Реальное, а не желаемое и не экспериментально сформированное развитие личности обусловливается не одной ведущей деятельностью, а комплексом актуальных форм деятельности и общения, интегрированных типом активных взаимоотношений развивающейся личности и ее социального окружения.
|
|
В аспекте формирования личности для каждого возрастного периода ведущим является не монополия конкретной (ведущей) деятельности (предметно-манипулятивной, или игровой, или учебной и др.), а деятельностно-опосредствованный тип взаимоотношений, складывающийся у ребенка с наиболее референтной для него в этот период группой (или лицом).
! Референтная группа – реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя или с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и самооценке. Эти взаимоотношения опосредствуются содержанием и характером деятельностей, которая задает эта референтная группа, и общения, которое в ней складывается.
Другими словами, намечается попытка осуществить социально-психологический подход к пониманию развития личности и построению соответствующей возрастной периодизации.
_______________________________________________________
! Задание 2.4.2. Представьте а виде схемы уровневую структуру межличностных отношений в малой социальной группе по А. В. Петровскому
& Асмолов, А.Г. Психология личности: культур.-ист. понимание развития человека: учебник / А. Г. Асмолов. - М.: Академия: Смысл, 2007. - С. 327 - 333.
_____________________________________________________________