Витте Сергей Юльевич. Политический и государственный деятель России

(1849 - 1915)

Политический и государственный деятель России.

Родился в семье крупного чиновника в Тифлисе. Окон­чил физико-математический факультет Новороссийского университета в Одессе. В 1883 г. написал книгу "Принципы ж-д. тарифов по перевозке грузов", принесшую ему широ­кую известность. В 1892 г. назначается министром путей сообщения, а в августе того же года — министром финан­сов. Этот пост занимал до 1903 г., оказывая сильное влияние на решение экономических и политических вопросов, осо­бенно в делах Дальнего Востока.

По инициативе Витте были проведены крупные эконо­мические мероприятия: введена винная монополия, соору­жена Сибирская железнодорожная магистраль, проведена денежная реформа на основе золотого обращения, заклю­чены таможенные договоры с Германией. Проводимаяимполитика формирования развития капитализма в России была неразрывно связана с широким привлечением ино­странного капитала в промышленность, банки и государст­венные займы. В государственном правительстве выступал против расширения деятельности земских учреждений. В декабре 1904 г. при обсуждении вопроса о конституцион­ных реформах в России настаивал на недопущении выбор­ных делегатов к работе в Государственном совете, чем заслужил расположение Николая II. Во времена револю­ции 1905-1907 гг. много сделал для защиты монархии. В это же время настоял на программе уступок российской бур­жуазии, нашедшей свое конкретное выражение в царском Манифесте 17 октября 1905 г. С октября 1905 г. по апрель 1906 г. возглавил Совет министров. С одной стороны, вел переговоры с лидерами либеральной буржуазии с целью привлеченияих в правительство, с другой — реализовал все реакционные силы для борьбы с революцией. Витте — инициатор рассылки карательных экспедиций в Сибирь, Прибалтику, Польшу.

Стремился противодействовать агрессивной политике Японии на Дальнем Востоке, проводя политический курс на сближение с Китаем. Выступал против захвата царским правительством Порт-Артура. При его участии был заклю­чен оборонительный союз с Китаем против Японии и согла­шение о строительстве Китайско-Восточной железной дороги на территории Маньчжурии. Считал преждевременным воен­ную конфронтацию с агрессивной Японией, что определило явное расхождение его курса с официальной политикой царского правительства. Возглавлял делегацию России, под­писавшую Портсмутский мирный договор с Японией в 1905 г., за что получил титул графа.

Заключение мира с Японией и то, что Витте добился у иностранных банкиров крупного займа, укрепили позиции самодержавия в борьбе с российской революцией. В этих условиях, учитывая отрицательное отношение к себе со сто­роны правящей верхушки, Витте подал в отставку, которая была принята 16 апреля 1906 г. Витте оказался слишком "левым" для основной массы дворянства и верхушки пра­вящей бюрократии и слишком "правым" для буржуазно-либеральных кругов октябристско-кадетского толка. Послед­ние годы жизни провел частью в Петрограде, частью за границей. Формально оставался членом Государственного совета и принимал участие в работе Комитета финансов, председателем которого являлся до своей смерти. В 1907-1912 гг. написал свои "Воспоминания", представляющие до настоящего времени ценный документ для изучения эво­люции николаевской монархии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: