Культура эпохи Перестройки

4. Вторая половина 80-х гг. ознаменовалась новыми ве­яниями в культуре. Уже в 1986 году появляются первые литературные произведения, в которых поднимались ост­рейшие проблемы развития страны, упадка нравственно­сти, утраты морально-этических ценностей, нарастания бездуховности в обществе «застоя». Это книги Ч. Айтма­това «Плаха», В. Распутина «Пожар», В. Астафьева «Пе­чальный детектив». После долгого периода удушения сво­бодного слова повеяло свежим ветром.

5. С провозглашением в январе 1987 года политики «гласности» обрушилась буквально лавина интереснейших литературных произведений. Начался читательский бум, тиражи литературно-художественных журналов выросли в десятки раз. Определялось и их общественное политическое лицо. На последовательно демократических позициях стояли журналы «Знамя», «Новый мир», «Октябрь», «Нева», «Дружба народов». Патриотическое направление преобладало в тематике «Молодой гвардии» и «Нашего современника», радикально демократическую позицию занял «Огонек», бывший в течение долгих лег журналом для семейного чтения. Журналы вели меж собой острейшую полемику.

6. С началом реабилитации, возвращением в нашу историю имен политических деятелей, вычеркнутых из нее в годы сталинизма, возрастает интерес в литературе к нашему историческому прошлому. Появляются произведе­ния, в которых переосмысливается наша история, раскрываются ее «белые пятна», по выражению того периода. Следует выделить исторические драмы М. Шатрова «Брестский мир» и «Дальше, дальше, дальше...», книги М. Дудинцева «Белые одежды», Д. Гранина «Зубр»„ А. Бека «Новое назначение», А. Рыбакова «Дети Арбата», «Тридцать пятый и другие годы», «Страх». Часть этих книг была написана раньше, но в свет они вышли лишь в годы перестройки.

7. С развитием гласности начинается публикация про­изведений, ранее недоступных советскому читателю, произведений, написанных «в стол». Это повести М. Булгакова «Собачье сердце» (фильм по этому произведению, поставленный на телевидении, произвел сенсацию и вошел в золотой фонд отечественной кинематографии), роман В. Гроссмана «Жизнь и судьба», Б. Пастернака «Доктор Живаго», Ю. Домбровского «Хранитель древностей», рас­сказы и повести Ю. Тендрякова, А. Битова, Ф. Искандера.

8. Происходит возвращение на родину произведений писателей-эмигрантов. Два течения русской литературы сливаются в одно. Публикуются произведения представителей первой эмиграции: классика русской и мировой литературы В. Набокова, автора исторических романов М. Алданова, Е. Замятина, Н. Берберовой и др. Издаются резко полемичные, во многом необъективные «Окаянные дни» И. Бунина. Русский читатель получает возможность самостоятельно сопоставлять различные точки зрения.

9. Началась публикация и писателей-эмигрантов т. н. второй волны, выехавших из СССР в 70–80 гг. Это произ­ведения В. Аксенова, В. Войновича, В. Максимова, С. Довлатова. А. Зиновьева, А. Соколова, В. Некрасова, Э. Ли­монова. Многие из них носили откровенно антисоветскую направленность, обусловленную их сложной, противоречивой судьбой. Со второй половины
1989 г. начинается мас­совая публикация произведений А. Солженицына. После многих лет замалчивания читатель получил возможность самостоятельно судить о достоинствах и недостатках про­изведений этого незаурядного писателя, лауреата Нобе­левской премии. Были опубликованы впервые в СССР «Раковый корпус», «В круге первом», художественно-пуб­лицистическое произведение «Архипелаг Гулаг», началась публикация эпопеи «Красное колесо». Наконец-то стали известны советскому читателю произведения и другого Но­белевского лауреата – поэта И. Бродского.

10. В литературе прозвучали и новые имена. Широкую известность получили произведения Ю. Полякова «Сто дней до приказа», «Апофегей» и др., поднимавшие важ­ные проблемы и вызывавшие каждый раз острую полеми­ку. Написанные в духе безысходности, беспощадно опи­сывающие самые мрачные стороны жизни произведения Л. Петрушевской, С. Каледина, оригинальная проза В. Пьецуха,– все эти произведения вошли в число лучших произведений русской литературы. Стали доступны широкому кругу читателей стихи выдающихся русских поэтов О. Мандельштама, М. Цветаевой, Н. Гу­милева, ранее печатавшиеся весьма ограниченными тира­жами. Впервые были опубликованы поэмы А. Ахматовой «Реквием» и А. Твардовского «По праву памяти».

11. Важным этапом в развитии общественно-политической мысли стала публикация работ выдающихся российских философов, высланных в 20-е годы за пределы страны – Н. Бердяева, С. Булгакова, И. Ильина, П. Сорокина и др. Они обогатили вещественную мысль. Были опубликова­ны работы религиозного философа П. Флоренского, ис­торика Л. Гумилева и др.

12. Были опубликованы работы и мемуары политических деятелей, ранее изъятые или никогда не публиковавшие­ся в СССР. Эти работы как коммунистических руководителей, противников Сталина – Н. Бухарина, Л. Троцкого, А. Шляпникова, Ф. Раскольникова, так и деятелей других революционных партий – А. Керенского, Б. Савинкова, Б. Чернова, И. Суханова, И. Церетели; представителей либеральной интеллигенции – П. Милюкова, П. Струве, лидеров белого движения – А. Деникина, А. Врангеля и др. – расширили наши представления о революции и последующем развитии страны, познакомили с различными точками зрения.

13. В кинематографии событием стало появление фильмов И. Абашидзе «Покаяние», Э. Рязанова «Небеса обе­тованные» и др. Советские зрители получили возможность увидеть работы лучших мастеров мирового кинематогра­фа, ранее недоступные.

14. В живописи извлечены из запасников и выставлены были произведения художников-авангардистов 20-х гг., ранее не экспонировавшиеся. Широкую известность получил новый русский авангард, ранее существовавший полуподпольно. Появилась возможность знакомства, с творчеством эмигрантов: художника М. Шемякина, скульптора Э. Неизвестного.

15. В стране стали возможны гастроли лучших исполнителей мира, эмигрировавших ранее из СССР: М. Ростроповича, В. Ашкенази, Г. Кремера и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: