Западная культура ХХ века

Даже простое перечисление огромного множества разнообразных течений и направлений в западном искусстве впечатляет: футуризм, кубизм, абстракционизм, орфизм, фовизм, пуризм, дадаизм, сюрреализм, симультанизм, зенитизм, лучизм, вортицизм, супрематизм, имажинизм и т.п. При этом, в ХХ ст. на Западе так и не сформировался сколько-нибудь значительный самобытный стиль, такой, как готика, барокко или модерн, что дает основание называть Новейшую западную культуру "эпохой без стиля".

Все многообразие направлений художественной культуры, порожденное ничем не ограниченным (кроме законов рынка) поиском новых способов самовыражения, объединены широким названием "модернизм".

Основные принципы эстетики модернизма:

— само название "модернизм" подразумевает культ будущего и отрицание прошлого и настоящего;

— наднациональный характер;

— создание новой художественной реальности в противовес реалистическому искусству;

— право художника творить собственный мир, при этом художественное творчество рассматривается как воплощение бессознательно-иррациональных импульсов человеческой психики;

— поиск "собственных путей" в творчестве: стремление к абстрактности художественного произведения, вплоть до полной беспредметности, экспериментаторство, принимающее порой нелепые и уродливые формы, вплоть до эстетизации примитивного и безобразного

— в произведениях искусства ценятся, прежде всего, техника исполнения, цвет, композиция, форма, а не смысл или содержание — налицо стремление к самоценности произведения.

· Одним из первых течений модернизма стал футуризм [лат. futurum ― будущее ], с его преклонением перед динамизмом технического века, отвержением традиционной культуры, морали и академического искусства. Футуризм нашел свое проявление в разных видах искусства и областях культуры: архитектуре, живописи, скульптуре, технической эстетике, литературе, театре, философии и даже музыке.

В последней трети ХХ ст. футуризм пережил новый подъем. На международных выставках "ЭКСПО" в 70-80-е годы настоящий фурор произвели неофутуристические проекты городов в океане японских архитекторов.

· К футуризму тесно примыкает конструктивизм, провозгласивший художественной ценностью то, что всегда тщательно скрывалось ― конструктивные элементы, каркас зданий, коммуникации. Одно из самых первых проявлений эстетики конструктивизма ― знаменитая башня Густава Эйфеля, еще в конце ХІХ века ставшая визитной карточкой Парижа.

· К убизм ― направление в изобразительном искусстве, отрицающее привычное изображение предметов. Пластический язык кубизма основывается на деформации и разложении предметов на геометрические плоскости и фигуры ― треугольники, призмы, конусы. Широко применялся метод изображения предмета одновременно с разных сторон, будто развертка куба.

Главным представителем кубизма является Пабло Пикассо, творчество которого можно рассматривать как ретроспективу модернистского искусства, так как трудно назвать направление, в котором не пробовал бы себя мэтр модернизма.

· абстракционизм или беспредметное, нефигуративное искусство. пришло к полному разрушению формы, заменяя ее цветовыми сочетаниями, геометрическими фигурами, воплощающими, по мнению абстракционистов, " совершенную красоту ". Одним из главных методов абстракционизма является психический автоматизм ― творчество без участия сознания, без мыслей и образов.

Апофеозом беспредметного искусства стали работы К.Малевича, автора знаменитого " Черного квадрата ", в котором каждый зритель мог увидеть все, что пожелает.

Впоследствии эту картину назовут " иконой XX века ".

· сюрреализм, возникший в литературе, но распространивший свое влияние на живопись, театр, кино, стал одним из ведущих художественных методов новейшего западного искусства. Сюрреалисты опираются в своих исканиях на фрейдистское учение о бессознательном, считая, что в основе творческого акта лежат фантазия, интуиция, галлюцинация, не поддающиеся логическому пояснению.

Наиболее впечатляющие фантастические образы создал испанский художник-сюрреалист Сальвадор Дали.

· л итература модернизма, в целом довольно мрачная, если не безысходная, описывает всплывающие из подсознания автора переживания детства, исследует сознание человека, оставшегося один на один с жестокостями и абсурдностью окружающего его мира.

В кино влияние модернизма проявилось в создании фильмов ужасов, фильмов, имеющих яркую экспрессивную направленность, посвященных психопатологическим переживаниям людей.

В целом, модернизм очень напоминал подростковое бунтарство. Однако провозглашенная им "свобода" и последовавшая за этим коммерциализация культуры стали формой подавления и притеснения ― подавления высокого вкуса, притеснения классических образцов искусства. Не случайно самый знаменитый художник-модернист столетия П.Пикассо на своем 80-летнем юбилее признался: " Я не настолько глуп, чтобы считать себя великим художником. Я ― просто ловкий комедиант, который удачно сумел воспользоваться глупостью и тщеславием людей ХХ века... Я был беден, а у нас моду в живописи определяют торговцы картинами".

· Вторая мировая война стала водоразделом в культурном процессе ХХ века. Дойдя до предела в своем экспериментаторстве, искусство накануне новой мировой войны несколько "остепенилось". Постепенно на первый план выходят психологическая глубина характера, поэтическое отображение жизни, попытка разрешения проблем обычного человека.

Первым на изменение настроений в обществе откликнулся кинематограф. Мировым центром киноиндустрии к тому времени стал Голливуд. Лучшие фильмы, вошедшие в сокровищницу мирового киноискусства, были отмечены реализмом, социально-критической направленностью, блестящим мастерством режиссеров и актеров.

Вовторой половине ХХ ст. агрессивный новаторский дух модернизма себя исчерпал, равно, как и культ техники и обнаженных конструкций. Появляется ностальгия по более изощренной форме и цвету, по чему-то необычному, декоративному. Художники начинают черпать вдохновение в природе либо в эстетике прошлых эпох.

Одним из самых удачных примеров обращения творчества к природе признан Оперный театр в Сиднее, схожий не то с огромными белыми парусами яхт, не то с крыльями чудо-лебедя, не то со створками огромных морских раковин, и ставший символом Австралии.

· в 60-80-е годы формируется новое направление, провозгласившее возврат к эстетическому разнообразию и декоративности, обращение к прошлому — постмодернизм, со временем превратившийся в широкое и неоднозначное по методам и формам общественное течение, распространившееся в философии, литературе, музыке, театре, изобразительном искусстве.

Утверждая, что ни в философии, ни в религии, ни в искусстве ничего принципиального нового сказать уже нельзя, постмодернисты произвольно, порой довольно бесцеремонно обращаются с художественным наследием прошлого, переплетая элементы различных стилей, используя то, что уже было в употреблении, по своему усмотрению связывая воедино разрозненные факты и элементы культуры. Желая восполнить недостаток собственного содержания, постмодернизм декларирует " новую философию " ― ироничную, порой циничную, не нуждающуюся в достоверности и объективности, справедливости и моральности. "Вечные ценности" и идеалы, с точки зрения постмодернистов, создают ненужные проблемы, препятствуют творческой реализации.

Истинный идеал постмодернизма ― это свалка, но свалка "организованная" и эстетизированная, а вся мировая культура рассматривается им как неисчерпаемый поставщик вторсырья.

Е сли модернисты декларировали свою элитарность, то постмодернисты подчеркивают свою демократичность и общедоступность, характерные для массовой культуры. Ориентируясь на утилитарность и коммерческий успех, постмодернистское искусство не видит больше в художнике творца высших ценностей ― искусство становится бизнесом.

Наиболее заметным постмодернистским течением стал поп-арт ― популярное искусство, воспевающее эстетические ценности потребительских товаров, упаковки, персонажей новостей и кино; культивирующее комиксы, рекламу, фотографии. Поп-арт вернул предмет в искусство, но предмет не опоэтизированный художественным видением, а нарочито бытовой или сугубо информативный.

Главным рупором поп-арта стала музыка. Эстрадное искусство,котороепредставляет собой сплав музыки, пения, танца, циркового искусства, световых и цветовых эффектов, трансформировалось в целую индустрию шоу-бизнеса, львиную долю которого составляет поп-музыка разного рода и качества.

· Постмодернизм породил абсолютно новые формы художественного произведения: инсталяцию, хэппенинг, перфо́рманс.

инсталляция — пространственная композиция, созданная из разных готовых материалов и форм (промышленных и бытовых предметов, природных объектов и т.п.). Элементом инсталляции могут быть, в числе прочего, и живые люди. Включенные в самые неожиданные комбинации, вещи освобождаются от привычного утилитарного назначения, автор стремится придать им символическое значение.

Творцы инсталляций в погоне за оригинальностью меньше всего озабочены эстетичностью и духовным содержанием своих "творений". По мере развития этот вид искусства принимал все более эпатажные и нелепые формы.

Хэппенинг ― художественные действия, лишенные и сценария, и драматургии, и даже цели, импровизация в высшей степени абсурда. Представление хэппенинга сопровождается световыми и звуковыми эффектами, порой очень сильными, неожиданными, рассчитанными на шоковый эффект. Главное, что должно быть достигнуто, ― это особые взаимоотношения со зрителем, активно вовлекаемым в художественную игру.

Акции перформанса могут представлять собой разыгрываемые перед зрителями в художественной галерее, музее, театре или прямо на улице живые композиции, в которых в качестве скульптурного элемента используется человеческое тело, с символическими атрибутами, жестами и позами (вспомним фигуры на улицах, оживающие, если зритель положит монетку).

Саморазрушающееся искусство — один из самых странных феноменов постмодернизма: картины, написанные краской, выцветающей на глазах у зрителей; книга "Ничто", на 192 страницах которой нет ни строчки: исполнение музыкального произведения на разваливающемся рояле; выступление дирижера без оркестра; ансамбль, сопровождающий безмолвного солиста и т.п.

· Разочарованность в ценностях западного общества породила в 60-е годы протестные настроения в молодежной среде — движение хиппи. Хиппи, ведущие бунтарский образ жизни, сформировали совершенно новую культурную среду с рок-музыкой и молодежной модой, наркотиками и свободной любовью, положив начало становлению молодежной культуры.

Рок-музыка, имевшая фольклорные корни и ярко выраженный протестный характер, стала главным художественным выразителем идеологии бунтующего поколения. Ошеломительной популярностью пользовалась рок-опера Э.Веббера и Т.Райса "Иисус Христос ― суперзвезда".

движение хиппи оставило заметный и неоднозначный след в мировой культуре, дало толчок развитию многих других молодежных субкультур, каждая из которых творила собственную своеобразную эстетику: грубых бунтарей панков и расистов- скинхедов, мрачных романтиков и эстетов готов, чрезмерно эмоциональных, пессимистически настроенных эмо-кидов и др.

· В своих духовных поисках западный человек окончательно запутался и разочаровался. Наука и новейшие технологии впечатляют и облегчают материальное существование, но не способны заменить истинные духовные ценности и разрешить насущные проблемы. Постмодернистским ответом на эти вызовы стало движение Нью-эйдж, провозгласившее возможность духовного самосовершенствования, достижения жизненного успеха и душевного равновесия через релаксацию, позитивные переживания, оздоровительные практики.

подобно тому, как модернизм и постмодернизм охватывают широкий спектр художественных течений Новейшей культуры, "Нью-эйдж" ― обобщающее название множества мистических и оккультных течений и движений в западной культуре на рубеже тысячелетий. Нью-эйдж услужливо предлагает широкий ассортимент подходов: здоровый образ жизни и расширение сознания путем использования галлюциногенов, ЛСД, холотропного дыхания, разнообразные семинары и тренинги для развития лидерских способностей и сексуальных энергий…

Хотя ньюэйджеры предпочитают не называться религиозными организациями, действуя под вывеской оздоровительных, экологических, воспитательно-образовательных и культурных центров, многие из них вполне подпадают под определение сектантства (такие, как Саентология).

В целом Нью-эйдж ― это циничный беспрецедентный по масштабам социально-идеологический и бизнес- проект, преследующий вполне конкретные политические и коммерческие цели.

Окидывая критическим взглядом эпоху постмодернизма, понимаешь, что мы подошли к рубежной черте. Особенно ярко это демонстрирует искусство, которое всегда дает наиболее "зримые" образы той или иной эпохи. Творя из чего попало и как попало "выдающиеся" картины и скульптуры, инсталляции и перформансы, художественное творчество второй половины ХХ века пришло к разрушению таких фундаментальных понятий культуры, как эстетика, гармония, нравственность. А духовность свелась к массовому зомбированию технологиями Нью-эйдж.

Культура без духовности стала " культурой без человека "…


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: