Культурология: сущность, предмет, объект

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ

Тема 1.1. КУЛЬТУРА И КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Учебные вопросы:

1.Культурология: сущность, предмет, объект.

2.Определение культуры и её функции.

3.Типология культуры.

Культурология: сущность, предмет, объект

Культурология – это наука о культуре и предметом её являются объективные закономерности общечеловеческого и национальных культурных процессов, памятники, явления и события материальной и духовной жизни людей.

Культурология изучает:

- предпосылки и факторы, под влиянием которых возникают, формируются и развиваются культурные интересы и потребности людей;

- культурология исследует участие людей в создании, приумножении, сохранении и передаче культурных ценностей;

- культурную жизнь в различных обществах, стремясь выделить особенности и достижения основных культурно – исторических типов.

Важнейшая задача культурологов – анализ процессов и тенденций социокультурной среды современности.

Одна из основных проблем культурологической науки – вопросы теории и истории мировой культуры.

Предмет культурологи:

- объективные закономерности культурного процесса, как мирового, так и национального;

- памятники и явления материальной и духовной культуры;

- факторы и предпосылки, управляющие возникновением, формированием и развитием культурных интересов и потребностей людей, их участием в приумножении, сохранении и передаче культурных ценностей.

Объектом культурологии являются:

- культурные аспекты различных областей общественной жизни;

- выявление особенностей и достижений основных культурно-исторических типов;

- анализ тенденций и процессов в современной социокультурной среде.

Задача культурологии – построить «генетику» культуры, которая не только объясняла бы историко-культурный процесс (в мировом и национальном масштабах), но могла бы проигнорировать этот процесс, в перспективе – управлять им.

Выделяют следующие периоды становления культурологии:

- этнографический (1800 – 1860);

- эволюционистский (1860 – 1895);

- исторический (1895 – 1925).

В эти периоды происходило накопление знаний, формирование представлений о предмете, выделение исходных оснований и ключевых категорий. Исследования носили в основном академический характер. Но со второй половины XX века ситуация изменилась. Стала очевидной прагматическая ценность знаний об истоках общего и особенного, устойчивого и меняющегося в культуре. Эти знания начали востребоваться и применяться в самых различных сферах – в практике массовой коммуникации, дипломатии, военном деле.

Вклады различных научных направлений:

1) в развитие культурологических теорий вносят свой вклад научные направления: антропология, социология, психология, философия, история. Но выделение специфики предмета и объекта изучения культурологии позволяет провести границу между ними;

2) культурология акцентирует содержательную сторону совместной деятельности и жизни людей, и это отличает ее от социологии;

3) от естествознания культурологию отличает внимание к искусственным объектам и процессам;

4) если социальную философию можно представить как науку о смысле индивидуального и общественного бытия, а историю – как теорию о событийно-деятельстном содержании общественного бытия, то культурология занята конкретно – историческими формами общественного бытия, которые подразумевают как формообразующие элементы культурно-истрического типа, так и содержание регулирующих и упорядочивающих это типы систем ценностей и технологий деятельности.

Методы культурологических исследований:

Культурология использует все методы социогуманитарного познания. Прежде всего используется диалектический метод, предполагающий рассмотрение культуры как развивающегося, внутренне – противоречивого многостороннего явления, требующего конкретного изучения.

Системный метод позволяет рассматривать культуру как систему, элементы которой находятся в единстве и формируют своим взаимодействием целостность, в свете которой имеет смысл каждый элемент.

Структурно – функциональный метод применяется, если необходимо выделить и рассмотреть элементы, составляющие культуру, выявить роль каждого такого элемента функционирования. В этих целях широко используется аналитический метод, позволяющий рассматривать явления культуры в ходе её «диалога» с другими культурами делает необходимым использование компаративного метода – сравнения культур по какому – либо основанию, признаку. Если такое сравнение имеет целью обобщение характеристик культурных «организмов», то речь идет о типологическом методе.

Кроме использования указанных общих методов, в зависимости от конкретной трактовки культуры могут дополнительно применяться и особенные методы, которые по своей сути совпадают с той или иной концепцией понимания сущности культуры. Так, если культура рассматривается как совокупность конкретных ценностей, форм, социальных связей, опредмеченных форм культурной деятельности, механизма передачи культурных навыков от человека к человеку, то для её изучения используется культурантропологический метод. Трактовка культуры как формы общения людей посредством прежде всего языка делает востребованным семиотический метод. Символически – знаковая концепция культуры предполагает для ее исследования герменевтический метод.

Изучение культуры как характеристики человека, как меры человеческого в человеке предполагает опору на биографический метод.

Большую роль в культурологии играют такие общенаучные методы, как исторический метод исследования (анализ предпосылок, процесса возникновения, этапов развития изучаемого целого) в единстве с логическим (выявление законов движения этого целого с учетом логики самого исследователя).

В процессе культурологического анализа используются частные методы конкретных дисциплин, составляющих эмпирическую базу для культурологии, такие как методы полевой этнографии – описание, классификация, наблюдение, открытые интервью в психологии и социологии; методы исторических наук, такие как, например, сравнительно – исторический анализ текстов, и т.п.

Определенная трансформация дисциплинарных методов, применяемых в культурологических исследованиях, обусловлена возможностью разделения в них объекта и субъекта анализа. Первым обратил внимание на эту специфику М. Вебер. С его точки зрения, науки об обществе и о культуре должны использоваться одновременно и методом понимания, и методом объяснения. Понимание – метод, исходящий из особенностей культурологии как «науки о духе», в которой познание направлено не на выявление причинных зависимостей и общих законов происходящего, а на осмысление индивидом собственной жизни. Если природу мы объясняем, то душевную жизнь понимаем. Поэтому интуицию также можно рассматривать в качестве метода культурологических исследований.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: