Психоаналитическая концепция культуры

Родоначальники психоанализа – Зигмунд Фрейд, Юнг, Лакан.

В С-Петербурге существует Музей сновидений Зигмунда Фрейда на Большом проспекте, д. 18а.

До Фрейда для лечения неврозов использовался метод гипноза.

Фрейд – учёный из Вены. Его публикации потрясли Мир. Он «залез» в глубины человеческого подсознания, столкнулся с потаёнными закоулками человеческой сексуальности. Из родственников подвергал психоанализу только дочь Анну. Всю жизнь потреблял кокаин, из-за чего у него развился рак нёба. То, что смерть близка, Фрейд понял по поведению своей собаки: как-то раз она подошла к нему, постояла и вышла в другую комнату. Причина, как понял Фрейд – нестерпимое зловоние от разлагающейся язвы на нёбе. Поняв, что жить осталось недолго, попросил знакомого врача сделать себе эвтаназию – ввести большую дозу морфина, что и было выполнено.

Именно Фрейд сделал современную культуру и современное искусство такими патологическими.

В 1900 г. была опубликована его книга «Толкование сновидений». Другая его книга называлась «Тотем и табу».

Теория личности по Фрейду:

1) «Я» - это сознание человека, объективная реальность человека, которая начинается с рождения;

2) «Сверх – Я» - совокупность морально-этических норм;

3) «Оно» - бессознательное в человеке.

«Я» - существо аморальное, с сильным сексуальным инстинктом, желанием победить и желанием войны.

«Сверх – Я» блокирует желания «Я». Нереализованные желания превращаются в «Оно».

«Оно» - это сны и творчество. Сновидения – реализация нереализованных желаний. В творчестве этот процесс называется сублимацией. Нереализованные сексуальные желания дают пищу для творчества. Между половой жизнью и творческой плодовитостью связь обратно пропорциональная.

«Сверх – Я», или культура, порождает в человеке неврозы. Т.е. культура – это плохо. Она даёт возможность жалкого существования в социуме.

Культура, с точки зрения Фрейда, может руководить человеком только потому, что она сама становится частью его бессознательного. Художественная культура выполняет психотерапевтическую функцию, находясь между неврозом и здоровьем. Символизация в психоанализе понимается как типичный защитный механизм.

Фрейд выделяет 2 комплекса – эдипов комплекс и комплекс Электры.

Эдип – герой древнегреческого мифа, сын царя Элая. При рождении Эдипа оракул предсказал его родителям, что ребёнок убьёт отца и женится на матери. Соответственно, эдипов комплекс – это ревность к своему отцу за право обладать матерью, агрессия, направленная на отца, и желание его убить.

Комплекс Электры – то же самое, но у девочек: ревность к матери по отношению к отцу и желание убить мать.

Первобытные люди жили беспорядочной половой жизнью. С появлением совести появились неврозы.

Сексуальность, по Фрейду, начинает формироваться в 3,5 года.

В книге «Толкование сновидений» приведено 5 историй неврозов из психотерапевтической практики Фрейда, в частности, «боязнь быть укушенным белой лошадью» и история «человека-волка», которые служат иллюстрациями эдипова комплекса.

Кроме того, у Фрейда много работ о деятелях искусства, согласно которым Пикассо шизофреник, Леонардо да Винчи – гомосексуалист.

Фрейд отрицал, что на сновидения можно воздействовать, влияя как-либо на спящего, т.е. отрицал влияние физиологии на сновидения. Ныне наука доказала обратное.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: