Конспект лекций по культурологии. Ответственный за выпуск Папченко Е.В

Учебное пособие

Ответственный за выпуск Папченко Е.В.

Редактор Надточий З.И.

ЛР №020565 от 23 июня 1997 г. Подписано к печати 09.11.2009 г.

Формат 60x84 . Бумага офсетная.

Офсетная печать. Усл. п.л. – 7,5. Уч. изд. л. – 7,3.

Заказ №. Тираж 100 экз.

«С»

Издательство Технологического института

Южного федерального университета

ГСП 17А, Таганрог, 28, Некрасовский, 44

Типография Технологического института

Южного федерального университета

ГСП 17А, Таганрог, 28, Энгельса, 1

 
 
 


[1] Садохин А.П. Межкультурная коммуникация: Учебное пособие. – М.: Альфа-М, ИНФРА, 2004. – С. 26.

[2] Культурология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Изд. 7-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.

[3] Культурология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Изд. 7-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.

[4] Глушкова И. Коллекционер – коллекция – музей // Коллекция НГ, 1998, №18.

[5] Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. – М., 2000.

[6] Культурология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Изд. 7-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.

[7] Леви-Брюль Люсьен (1857 – 1939) – французский философ, представитель французской социологической школы, разрабатывавший проблему первобытного мышления. Член Французской Академии наук, прославившийся открытием качественных изменений мышления в процессе его социально-исторического развития.

[8] Февр Люсьен (1878 – 1956) – французский историк.

[9] Блок Марк (1886 – 1944) – французский историк. В 1929 г. совместно с Л. Февром основал журнал «Анналы».

[10] Ороев Н.А., Папченко Е.В. Методическое пособие по курсу «Культурология». – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. – С. 184.

[11] Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е., Самыгин С.И. Культурология: Учеб. пос. – М.: МарТ, Ростов н/Д: МарТ, 2004. С. 100 – 101.

[12] Бердяев Н. Истоки и смысл русского коммунизма. – М.: Наука, 1990.

[13] Ильин И. О России. Три речи. // http://www.iljin.ru/

[14] Садохин А.П. Межкультурная коммуникация: Учебное пособие. – М.: Альфа-М, ИНФРА, 2004. – С. 48.

[15] Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов / Под ред. А.П. Садохина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

[16] Садохин А.П. Межкультурная коммуникация: Учебное пособие. – М.: Альфа-М, ИНФРА, 2004. – С. 54.

[17] Фергюссон Адам (1723 – 1816) – шотландский историк и философ-моралист. Один из родоначальников позитивистских и социологических попыток эмпирического и в то же время конструктивного понимания того развития, которое проходят формы человеческого общества от примитивной ступени к более высокой культуре под действием общих законов. Принцип нравственной самооценки подчеркивает с полной определенностью и в качестве основания для него указывает на стремление к совершенствованию.

[18] Мирабо Виктор Рикетти (1715 – 1789) – выдающийся экономист-физиократ. Выступал за развитие земледелия и расширение внешней торговли, считая их основными факторами роста благосостояния. Проповедовал принцип невмешательства государства в экономическую жизнь, критиковал откупную систему налогов и был сторонником установления единого налога на «чистый продукт» землевладельцев. Отстаивал патриархальное мелкое крестьянское хозяйство.

[19] Вольтер (1694 – 1778) – французский писатель, философ, историк. Член французской академии. Считал, что познание трансцендентного невозможно, и особенно рьяно боролся с церковью из-за ее догматизма. Подчеркивал ценность культуры и изображал историю человечества как историю борьбы человека за прогресс и образование.

[20] Февр Люсьен (1878 – 1956) – французский историк. Труды по проблемам эпохи Возрождения, методологии истории, в которых ставил задачи изучения общества (цивилизации) как целостной системы, включая общественное сознание и психологию, язык, социальный, экономический строй, историческую географию и т.д. Подчёркивал, что путь к познанию истории лежит через всестороннее познание общества; соответственно он обращался к изучению географии, аграрных отношений, торговли, социального строя, языка, религии, культуры, исторической психологии.

[21] Гольбах Поль Анри (1723 – 1789) – французский философ, иностранный почетный член Петербургской Академии наук. Крупнейший систематизатор взглядов французских материалистов XVIII в. В объяснении общественных явлений отстаивал материалистическое положение о формирующей роли среды по отношению к личности. Опираясь на метафизическое представление о природе человека, сводил социальное к индивидуальному, придерживался теории общественного договора.

[22] Кондорсе Жан Антуан Никола (1743 – 1794) – маркиз, французский философ-просветитель, математик, социолог, политический деятель, иностранный почетный член Петербургской Академии наук, с 1785 г. – секретарь Французской академии.

[23] Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия /Сост. Ерасов Б.С. – М.: Аспект-Пресс, 1999.

[24] Гердер Иоганн Готфрид (1744 – 1803) – немецкий философ, критик, эстетик. Проповедовал национальную самобытность искусства, утверждал историческое своеобразие и равноценность различных эпох культуры и поэзии. Трактат о происхождении языка, сочинения по философии истории, которая, по Гердеру, есть осуществление «гуманности». Собирал и переводил народные песни. Оказал влияние на немецкий романтизм.

[25] Вико Джамбаттиста (1668 – 1744) – итальянский философ, один из основоположников историзма. Исторический процесс, по Вико, имеет объективный и провиденциальный характер; все нации развиваются по циклам, состоящим из трех эпох: божественной (безгосударственное состояние, подчинение жрецам), героической (аристократическое государство) и человеческой (демократическая республика или представительная монархия).

[26] Гизо Франсуа (1787 – 1874) – французский историк и политический деятель. Один из создателей теории, согласно которой классовая борьба признавалась главным двигателем исторических событий, однако понимание им классовой борьбы отличалось буржуазной ограниченностью.

[27] Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия /Сост. Ерасов Б.С. – М.: Аспект-Пресс, 1999.

[28] Лью́ис Ге́нри Мо́рган (1818 – 1881) – выдающийся американский учёный, этнограф, социолог, историк. Внёс крупный вклад в теорию социальной эволюции, науки о родстве, семье. Создатель научной теории первобытного общества, основоположник эволюционизма в социальных науках.

[29] Редфильд Роберт (1897 – 1958) – американский культурантрополог и социолог. Сформировал теоретические положения нового направления в культурантропологии – городской антропологии.

[30] Пархоменко И.Т., Радугин А.А. Культурология в вопросах и ответах. – М.: Центр, 2001.

[31] Аверинцев Сергей Сергеевич (1937 – 2004) – российский филолог, культуролог, член-корреспондент РАН.

[32] Бонгард-Левин Григорий Максимович (1933 – 2008) – академик, специалист по истории и культуре Древней Индии; основные направления научной деятельности: культура, этногенез народов Индии, Центральной и Южной Азии, история древних цивилизаций Востока.

[33] Яковец Ю.В. Ритм смены цивилизаций и исторические судьбы. России. – М., 1999. – С. 18.

[34] См. Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия /Сост. Ерасов Б.С. – М.: Аспект-Пресс, 1999.

[35] Тайлор Эдуард (1832 – 1917) – английский этнограф, исследователь первобытной культуры. Наряду со Г. Спенсером – создатель эволюционной школы в этнографии и истории культуры. Разработал анимистическую теорию происхождения религии.

[36] Алекса́ндр фон Гу́мбольдт (1769 – 1859) – немецкий учёный-энциклопедист, физик, метеоролог, географ, ботаник, зоолог и путешественник. Научные интересы Гумбольдта были необычайно разнообразны. Своей основной задачей он считал «постижение природы как целого и сбор свидетельств о взаимодействии природных сил.

[37] Гуревич П.С. Философия культуры. Культура и цивилизация. Эволюция слова http://polbu.ru/gurevich_culturephilo/

[38] Макс Ве́бер (1864 – 1920) – немецкий социолог, историк и экономист. Вебер внёс существенный вклад в такие области социального знания, как общая социология, методология социального познания, политическая социология, социология права, социология религии, экономическая социология, теория капитализма. Свою концепцию Вебер называл «понимающей социологией».

[39] Тойнби Арнольд (1889 – 1975), английский историк и социолог, культуролог. Выдвинул теорию круговорота сменяющих друг друга локальных цивилизаций, каждая из которых проходит аналогичные стадии возникновения, роста, надлома и разложения; движущая сила их развития – «творческая элита», увлекающая за собой «инертное большинство»; прогресс человечества – в духовном совершенствовании, эволюции от примитивных анимистических верований через универсальные религии к единой религии будущего. Выход из противоречий и конфликтов общества видел в духовном обновлении.

[40] Бродель Фернан (1902 – 1985) – французский историк. Основные труды по социально-экономической истории Западной Европы XVI – XVIII вв.

[41] Пархоменко И.Т., Радугин А.А. Культурология в вопросах и ответах. – М.: Центр, 2001.

[42] Пархоменко И.Т., Радугин А.А. Культурология в вопросах и ответах. - М.: Центр, 2001.

[43] Там же.

[44] Пархоменко И.Т., Радугин А.А. Культурология в вопросах и ответах. – М.: Центр, 2001.

[45]http://www.ap7.ru/prognozy/promyshlennaja_kontrrevojutsija_ili_kogda_i_pochemu_nastupit_era_nanotehnologij.html.

[46]См.http://www.ap7.ru/prognozy/chto_pridet_na_smenu_tv_v_xxi_veke.html; http://www.ap7.ru/prognozy/chto_zamenit_kino_v_xxi_veke.html.

[47] Митрошенков О.А. Культура и цивилизация (материалы лекций) // Личность. Культура. Общество. 2000. Т. II. Вып. 2(3). – С. 215 – 219.

[48] Кононенко Б.И. Культура. Цивилизация. Россия: Учебное пособие. – М.: Щит-М, 2003. – С. 186 – 191.

[49] Гарин И.И. Что такое этика, культура, религия? – М.: ТЕРРА – Книжный клуб, 2002. С. 577 – 580.

[50] Философский словарь/Под ред. И.Т. Фролова. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Политиздат, 1991. – С.222.

[51] Мид Маргарет (1901 – 1978) американский этнограф, антрополог, общественный деятель. Исследовала отношения между различными возрастными группами в традиционных и современных обществах, детскую психологию с позиций так называемой этнопсихологической колы, проблему культуры и личности, типы национальных характеров.

[52] Линтон Ральф (1893 – 1953) – американский антрополог, один из лидеров американской культурной антропологии второй четверти XX в.

[53] Кардинер Абрам (1891 – 1981) – американский психиатр и психоаналитик.

[54] Этнология в США и Канаде. – М., 1989.

[55] Бихевиори́зм (от англ. behaviour – «поведение») – направление в психологии, объясняющее поведение человека. Бихевиористы утверждают, что предметом изучения должно быть не сознание, а поведение человека и животных. Бихевиоризм изучает непосредственные связи стимулов и реакций (рефлексов).

[56] Абрахам Маслоу (1908 – 1970) – видный американский психолог, основатель гуманистической психологии. Его теория иерархии потребностей нашла широкое применение в экономике, занимая важное место в построении теорий мотивации и поведения потребителей. «Пирамида Маслоу» в целом отражает эволюционный переход личности по мере удовлетворения от физиологически детерминированных потребностей к интеллектуальным.

[57] Ральф Густав Дарендорф (1929 – 2009) – англо-германский социолог, социальный философ, политолог и общественный деятель.

[58] Рисмен Дейвид (р. 1909) – американский социолог.

[59] Адорно Теодор (1903 – 1969) – немецкий философ, представитель франкфуртской школы, культуролог, социолог искусства. Центральным содержанием деятельности Адорно стало философское проникновение в сущность музыкальных произведений.

[60] Хорни Карен (1885 – 1952) – немецко-американский психолог, представитель неофрейдизма.

[61] Фрактал (лат. fractus – дробленый) – термин, означающий геометрическую фигуру, обладающую свойством самоподобия, т.е. составленную из нескольких частей, каждая из которых подобна всей фигуре целиком. В более широком смысле под фракталами понимают множества точек в евклидовом пространстве, имеющие дробную метрическую размерность, либо метрическую размерность, строго большую топологической. Следует отметить, что слово «фрактал» не является математическим термином и не имеет общепринятого строгого математического определения. Многие объекты в природе обладают фрактальными свойствами, например, побережья, облака, кроны деревьев, кровеносная система и система альвеол человека или животных.

[62] Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.И. Добренькова. – М.: Гардарика, 1998.

[63] См.: Чайковский Ю.В. Излом творения // Химия и жизнь. 1993. №7; Юргенс X., Пайтген Х.Ю., Заупе Д. Язык фракталов // В мире науки. 1990. №10.

[64] Цит. по: Чайковский Ю.В. Указ. соч. С.18.

[65] Бенуа Мандельброт (р. 1924) – французский математик. Основатель и ведущий исследователь в области фрактальной геометрии.

[66] Mandelbrot В. The Fractal Geometry of Nature. Washington: W. Freeman and Company, 1982.

[67] Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.И. Добренькова. – М.: Гардарика, 1998.

[68] Там же.

[69] Юнг К. Архетип и символ. – М., 1991, С.97 – 98.

[70] Херсковиц Мелвилл Джин (1895 – 1963), американский антрополог, последовательный и яркий представитель теории культурного релятивизма, популярной в американской социальной антропологии. Основные тезисы этой теории: признание самостоятельности и полноценности каждой культуры и отрицание абсолютного значения европейско-американской системы моральных понятий.

[71] Садохин А.П. Межкультурная коммуникация: Учебное пособие. – М.: Альфа-М, ИНФРА, 2004.

[72] Садохин А.П. Межкультурная коммуникация: Учебное пособие. – М.: Альфа-М, ИНФРА, 2004.

[73] Садохин А.П. Межкультурная коммуникация: Учебное пособие. – М.: Альфа-М, ИНФРА, 2004.

[74] Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.И. Добренькова. – М.: Гардарика, 1998.

[75] Культурология: Учеб для студ. техн. вузов/Н.Г. Багдасарьян, Г.В. Иванченко и др.; Под ред. Н.Г. Багдасарьян. – М., 2002.

[76] Маймин Е.А. Эстетика – наука о прекрасном – М.: Просвещение, 1982. – С. 125.

[77] Самохвалова В.И. Культурология. – М.: Юрайт-Издат, 2002. – С. 100.

[78] Культурология: Учеб для студ. техн. вузов/Н.Г. Багдасарьян, Г.В. Иванченко и др.; Под ред. Н.Г. Багдасарьян. – М., 2002. – С. 150.

[79] Каган М.С. Эстетика как философская наука. – СПб., 1997. – С. 316 – 317.

[80] Балим Г.М., Рыжов В.П., Рыжов Ю.В. Проблемы системного анализа культуры. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003.

[81] Осокин Ю.В. Ментальность и искусство. Т.1. – М., 1999. С. 37.

[82] Дмитриева Н.А. Происхождение искусства http://artyx.ru/ «ARTYX.RU: Всеобщая история искусств».

[83] Аббат Анри́ Эдуа́р Проспе́р Брейль (1877 – 1961) – французский археолог, антрополог, этнолог и геолог, специалист по палеолиту и по истории первобытного искусства. Доказал существование ориньякской эпохи верхнего палеолита Западной Европы, а также древнепалеолитических клектонских комплексов, характеризующихся отсутствием ручных рубил. Много сделал для изучения палеолитического пещерного искусства и первобытных наскальных изображений Африки, Северной Испании и Южной Франции.

[84] Бюхер Карл (1874) – выдающийся немецкий экономист, автор многочисленных трудов по истории первобытной культуры, народного хозяйства и рабочего движения. Исследуя производительный процесс и технологию труда у диких народов, Бюхер пришел к тому выводу, что на первых ступенях своего развития работа, музыка и поэзия были органически связаны между собой, причем доминирующим и обусловливающим элементом являлась работа.

[85] Шиллер Ф. Статьи по эстетике. – М.-Л., 1935.

[86] Йохан Хёйзинга (1872 – 1945) – философ, историк, исследователь культуры, сторонник герменевтического подхода к истории. Он отрицает целесообразность абстрактно-теоретического осмысления культуры, считает несуществующими объективные законы истории и, следовательно, невозможным построение объективной и систематизированной исторической и культурологической теории. Цель и способ познания он видит в выявлении основных настроений и мировоззрения эпохи, которое достигается через «вживание» исследователя в духовную суть событий.

[87] Краткий словарь по эстетике/Под ред. М.Ф. Овсянникова. – М.: Просвещение, 1983. – С. 90.

[88] Чарлз Ро́берт Да́рвин (1809 – 1882) – английский натуралист и путешественник, одним из первых осознал и наглядно продемонстрировал, что все живые организмы эволюционируют во времени от общих предков. В своей теории основной движущей силой эволюции Дарвин назвал естественный отбор и неопределенную изменчивость.

[89] Отто Вейнингер (1880 – 1903) – австрийский философ. В своей работе «Пол и характер» Вейнингер стремился обобщить значительный естественно-научный, прежде всего биологический, психологический материал, особенно касающийся биологии пола, где Вейнингер предвосхитил некоторые выводы гормональной медицины и сексологии и привлек внимание к малоисследованным тогда промежуточным сексуальным формам.

[90] Дмитриева Н.А. Происхождение искусства http://artyx.ru/ «ARTYX.RU: Всеобщая история искусств».

[91] О́свальд А́рнольд Го́ттфрид Шпе́нглер (1880 – 1936) – немецкий философ и культуролог. Предметом исследований Шпенглера была «морфология всемирной истории», то есть своеобразие мировых культур (или «духовных эпох»), рассматриваемых, как неповторимые органические формы, понимаемые с помощью аналогий. Решительно отвергая общепринятую условную периодизацию истории на «Древний мир – Средние века – Новое Время», Шпенглер предлагает другой взгляд на мировую историю – как на ряд независимых друг от друга культур, проживающих, подобно живым организмам, периоды зарождения, становления и умирания.

[92] Хосе́ Орте́га-и-Гассе́т (1883 – 1955) – испанский философ и социолог. В центре внимания Ортега-и-Гассета стояли социальные проблемы. В своих работах изложил основные принципы доктрины «массового общества», под которым он понимал духовную атмосферу, сложившуюся на Западе в результате кризиса буржуазной демократии, бюрократизации.

[93] Питири́м Алекса́ндрович Соро́кин (1889 – 1968) – русско-американский социолог и культуролог. Один из родоначальников теорий социальной стратификации и социальной мобильности.

[94] Альбе́р Камю́ (1913 – 1960) – французский писатель и философ, представитель экзистенциализма, получил нарицательное имя при жизни «Совесть Запада». Лауреат Нобелевской премии по литературе 1957 г.

[95] Жан-Поль Шарль Эма́р Сартр (1905 – 1980) – выдающийся французский философ, представитель атеистического экзистенциализма, писатель, драматург, педагог.

[96] Сальвадо́р Дали́ (1904 – 1989) – испанский художник, живописец, график, скульптор, режиссёр. Один из самых известных представителей сюрреализма.

[97] Фри́дрих Ви́льгельм Ни́цше (1844 – 1900) – немецкий философ, представитель философии жизни. В сочинениях, написанных в жанре философско-художественной прозы, выступал с анархической критикой культуры, проповедовал эстетический имморализм.

[98] Шопенгауэр Артур (1788 – 1860) – немецкий философ-иррационалист. В его основном произведении «Мир как воля и представление» сущность мира и человека предстает как бессознательная «воля к жизни».

[99] Ма́ртин Ха́йдеггер (1889 – 1976) – немецкий философ. Создал учение о Бытии как об основополагающей и неопределимой, но всем причастной стихии мироздания. Известен также своеобразной поэтичностью своих текстов и использованием диалектного немецкого языка в серьёзных трудах.

[100] Культурология: Учеб для студ. техн. вузов/Н.Г. Багдасарьян, Г.В. Иванченко и др.; Под ред. Н.Г. Багдасарьян. – М., 2002. – С. 156.

[101] Поликарпов В.С. История искусства. Конспект лекций. – Ростов-на-Дону – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2001. – С. 25.

[102] Поликарпов В.С. История искусства. Конспект лекций. – Ростов-на-Дону – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2001. –С. 25.

[103] Там же. С.26.

[104] Гарин И.И. Что такое этика, культура, религия? – М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 2002. С. 716 – 721.

[105] Культурология: Учеб для студ. техн. вузов/Н.Г. Багдасарьян, Г.В. Иванченко и др.; Под ред. Н.Г. Багдасарьян. – М., 2002. – С. 159.

[106] Поликарпов В.С. История искусства. Конспект лекций. Ростов-на-Дону – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2001. – С. 32.

[107] Диза́йн (англ. – design, от итал. disegno – обозначивание) – это творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий. Эти качества включают и внешние черты изделия, но главным образом те структурные и функциональные взаимосвязи, которые превращают изделие в единое целое как с точки зрение потребителя, так и с точки зрения изготовителя.

[108] Веб-дизайн (от англ. Web design) – отрасль веб-разработки и разновидность дизайна, в задачи которой входит проектирование пользовательских веб-интерфейсов для сайтов или веб-предложений. Веб-дизайнеры проектируют логическую структуру веб-страниц, продумывают наиболее удобные решения подачи информации, а также занимаются художественным оформлением веб-проекта.

[109] Кузнецова Л.С. Беседы об изобразительном искусстве и архитектуре. О языке архитектуры, скульптуры, живописи. – К.: Рад. шк., 1989. – С. 28 – 35.

[110] Лихачев Д.С. Письма о добром. – СПб.: Logos, 2006. – С. 131 – 147.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: