Устройство и работа локомотивной аппаратуры САУТ-ЦМ/485

Назначение аппаратуры САУТ-ЦМ/485

Аппаратура САУТ-ЦМ предназначена для автоматического управления торможением грузовых и пассажирских поездов, обращающихся на участках, оборудованных трех или четырехзначной автоблокировкой, полуавтоблокировкой при скорости движения до 160 км/час на блок-участках длиной не менее 187 м.

Аппаратура САУТ-ЦМ устанавливается на локомотивах и электропоездах.

В аппаратуре САУТ-ЦМ предусмотрены алгоритмы работы:

- грузовой;

- пассажирский.

При необходимости в грузо-пассажирском варианте, алгоритм задается переключением тумблера.

Состав локомотивной аппаратуры САУТ-ЦМ/485.

Устройство и работа локомотивной аппаратуры САУТ-ЦМ/485.

Для включения аппаратуры следует:

- тумблер САУТ перевести в положение ВКЛ;

- тумблер АЛС-САУТ перевести из положения АЛС в положение САУТ (тумблер используется для кратковременного отключения аппаратуры САУТ при сбоях. При этом аппаратура не теряет информацию, полученную из базы данных).

1. Питание аппаратуры САУТ-ЦМ осуществляется от источника электропитания локомотивной электронной аппаратуры ИП-ЛЭ-50/800.

2. Антенна устанавливается на кронштейн приемной катушки КПУ перед первой колесной парой.

3. Датчики ДПС-У устанавливаются на буксах различных колесных пар для исключения ошибок в вычислениях, выполняемых аппаратурой САУТ-ЦМ при возникновении юза или боксования и для обеспечения непрерывного контроля исправности датчиков.

4. Датчики давления устанавливаются на трубопроводе, идущем от ВР к ТЦ. Воспринимаемое датчиками давление соответствует давлению в ТЦ. Датчики давления, установленные на приставку электропневматическую ПЭКМ1/485, воспринимают давление в ТМ. Приставка электропневматическая ПЭКМ1/485 сообщается с уравнительным резервуаром через трубопровод с разобщительным краном. Кран при исправной приставке ПЭКМ1/485 находится в открытом положении и опломбирован. Перекрытие крана производится только при выходе из строя и съеме приставки с крана машиниста в процессе поездки до ближайшего КРП или оборотного депо.

5. Приставка электропневматическая ПЭКМ устанавливается между корпусом крана машиниста и редуктором для автоматического управления пневматическими тормозами поезда. Приставка электропневматическая ПЭКМ содержит два электромагнитных клапана – отпускной (ОК) и тормозной (ТК).

В исходном состоянии на клапаны ОК и ТК подается напряжение, и приставка не влияет на штатную работу крана машиниста. В режиме торможения от аппаратуры САУТ-ЦМ модуль коммутации отключает питание клапанов ОК и ТК. При этом осуществляется разрядка тормозной магистрали. На приставке установлены два датчика давления, которые используются для формирования требуемой величины ступени торможения. После достижения величины ступени торможения на клапан ТК через модуль коммутации подается напряжение и реализуется режим "Перекрыша". Режим “Отпуск” по условиям безопасности осуществляется машинистом локомотива в соответствии с действующими инструкциями.

6. Пульт управления размещается в кабине локомотива и предназначен для включения САУТ-ЦМ и формирования машинистом управляющих сигналов. Пульт управления содержит тумблер включения исполнительных цепей и четыре кнопки: К20, ПОДТЯГ, ОТП, ОС.

Кнопка К20 действует при «К» и «КЖ» показании АЛСН. Она позволяет проезд запрещающего сигнала и движение при красном показании АЛСН со скоростью 20 км/час.

Кнопка ПОДТЯГ действует при «КЖ» и «Б» показании АЛСН и позволяет ТЧМ в необходимых случаях остановить поезд на более близком расстоянии у запрещающего сигнала, чем позволяет аппаратура САУТ-ЦМ.

Кнопка ОТПР действует при «Б» показании АЛСН и позволяет ТЧМ задавать допускаемую скорость 50 км/час при отправлении поезда с боковых не кодированных путей, а также дает возможность сквозного пропуска поездов по боковым не кодированным путям.

Кнопка ОС действует при любом показании АЛСН и позволяет ТЧМ отменить действующее ограничение скорости после выхода “хвоста” поезда из зоны ограничения.

7. Пульт машиниста устанавливается в кабине локомотива и предназначен для индикации измеряемых и вычисляемых аппаратурой САУТ-ЦМ величин.

8. Синтезатор речи. Речевые сообщения воспроизводятся динамиком Д-ЛБПП. Речевые сообщения информируют машиниста о текущих условиях движения поезда и осуществляют дополнительный контроль бдительности машиниста. Сообщения, начинающиеся со слова "Внимание!" требует нажатия рукоятки бдительности РБ.

В ПЗУ синтезатора речи хранятся следующие сообщения используемые системой САУТ-ЦМ/485:

00 – Внимание

01 – Впереди переезд

02 – Впереди мост

03 – Впереди путепровод

04 – Сигнал

05 – Впереди переход

06 – Впереди платформа

07 – Впереди токораздел

08 – Впереди нейтральная вставка

09 – Проба тормозов

10 – Впереди тоннель

11 – Впереди ПОНАБ

12 – Впереди газопровод

13 – Впереди опасное место

14 – Внимание! Начало движения

15 – Внимание! Белый

16 – Впереди зеленый

17 – Внимание! Впереди желтый

18 – Внимание! Впереди красный

19 – Внимание! Красный

20 – Отключи тягу

21 – Впереди станция

22 – Впереди желтый

23 – Внимание! ПОНАБ красный

24 – Внимание! ПОНАБ желтый

25 – ПОНАБ зеленый

26 – 37 – не использованы

38 – тональный сигнал 1

39 – тональный сигнал 2

Синтезатор так же воспроизводит речевые сообщения системы МСУЛ-А.

Воспроизведение речевых сообщений, связанных с сигнальными показаниями КЛУБ-У осуществляется при смене кодов КЛУБ-У взамен свистка ЭПК, воспроизведение других сообщений осуществляется данными, записанными в ПЗУ данных перегонов и станций. Содержание и количество сообщений может быть изменено и дополнено в условиях эксплуатации путем перепрограммирования Flash-памяти без извлечения микросхем.

9. Блок БС-КЛУБ-03 предназначен для двунаправленного обмена информацией между САУТ-ЦМ и КЛУБ-У и преобразования интерфейсов CAN и RS-485.

10. Блок согласования с АЛС БС-АЛС предназначен для обработки сигналов, вырабатываемых локомотивной аппаратурой АЛСН, и передачи обработанных сигналов в локомотивную аппаратуру САУТ-ЦМ по последовательному каналу связи в стандарте RS-485.

11. БС-ЦКР предназначен для обработки сигналов цепей управления локомотива и передачи обработанных сигналов в локомотивную аппаратуру САУТ-ЦМ по последовательному каналу связи в стандарте RS-485.

Функционирование локомотивной аппаратуры САУТ-ЦМ

Функционирование локомотивной аппаратуры САУТ-ЦМ предусматривается в следующих поездных ситуациях:

1. При движении поезда по зеленому показанию АЛС САУТ-ЦМ осуществляет контроль максимально-допустимой скорости Vmax. При достижении поездом максимально-допустимой скорости САУТ-ЦМ отключает тягу, а при превышении Vmax на 2 км/час осуществляет автоматическое служебное торможение для снижения скорости до установленной величины.

2. При движении поезда по «КЖ» показанию АЛС к путевому светофору с запрещающим показанием САУТ-ЦМ в начале блок-участка контролирует максимально-допустимую скорость движения -V max, а на расстоянии необходимого тормозного пути до путевого светофора отключает тягу и автоматически, служебным торможением, останавливает поезд в точке прицельной остановки.

Точка прицельной остановки расположена на расстоянии 70 м перед светофором.

3. При движении поезда по «Ж» показанию АЛС к проходному светофору с желтым огнем или к входному светофору станции с одним желтым огнем, САУТ-ЦМ обеспечивает в начале блок-участка контроль максимально-допустимой скорости движения, а на расстоянии необходимого тормозного пути отключает тягу и обеспечивает автоматическое служебное торможение до скорости проследования путевого светофора с желтым показанием - V кж.

4. При движении поезда по «Ж» показанию АЛС к входному светофору станции с двумя желтыми огнями САУТ-ЦМ обеспечивает в начале блок-участка контроль максимально-допустимой скорости движения, а на расстоянии необходимого тормозного пути до входного светофора отключает тягу и производит автоматическое служебное торможение до скорости проследования входного светофора. Величина этой скорости определяется автоматически в зависимости от ограничения скорости движения по стрелочному переводу и расстояния от стрелочного перевода до входного светофора.

5. При движении поезда по станционному пути САУТ-ЦМ отключает тягу на расстоянии необходимого тормозного пути до начала ограничения скорости и осуществляет автоматическое служебное торможение до величины ограничения скорости по станционному пути. При движении поезда к закрытому выходному светофору САУТ-ЦМ предупреждает превышение установленного ограничения скорости, а на расстоянии необходимого тормозного пути, автоматически служебным торможением останавливает поезд в точке прицельной остановки.

6. В случае безостановочного пропуска поезда по боковому станционному пути и «Б» огню АЛС САУТ-ЦМ позволяет проследовать выходной светофор с установленной по стрелочному переводу скоростью, после нажатия ТЧМ кнопки ОТПР на ПУ не далее, чем за 560 м до выходного светофора.

7. Для обеспечения более высокой точности остановки поезда перед светофором по пп. 2 и 5, САУТ-ЦМ позволяет поезду двигаться со скоростью не более 30 км/ч, за 275 м перед точкой прицельной остановки. Для этого машинист должен нажать кнопку ПОДТЯГ на ПУ. Нажатие кнопки воспринимается при «КЖ» и «Б» показаниях локомотивного светофора, при оставшемся расстоянии Sост по прибору «S» на ПМ меньше 560 м. В момент нажатия кнопки ПОДТЯГ Vпр увеличивается и по мере считывания расстояния до 0 снижается темпом служебного торможения до 30 км/ч, оставаясь неизменной на последующем отрезке пути?S=300 м, после чего темпом служебного торможения уменьшается до 0. После остановки поезда действие кнопки ПОДТЯГ отменяется.

После остановки перед сигналом аппаратура САУТ-ЦМ разрешает начать движение для подтягивания к сигналу на расстояние 50 м со скоростью не более 15 км/ч после нажатия кнопки ПОДТЯГ при показаниях локомотивного светофора «КЖ» и «Б». Действие кнопки ПОДТЯГ отменяется через 60 сек, если не начато движение. При необходимости проследования большего расстояния требуется повторное нажатие кнопки ПОДТЯГ после остановки. Если на приборе «S» ПМ отсутствует расстояние до точки прицельной остановки, то при нажатии на кнопку ПОДТЯГ в движении САУТ-ЦМ задает расстояние?S= 300м с Vпр= 30 км/ч, а после окончания считывания Vпр снижается до 0 темпом служебного торможения. Повторное нажатие кнопки ПОДТЯГ в зоне?S=300м задается новое значение?S=300м.

8. САУТ-ЦМ позволяет проследовать путевой светофор с запрещающим показанием после нажатия машинистом кнопки К20 на пульте управления САУТ при «КЖ» и «К» показаниях локомотивного светофора со скоростью не более 20 км/ч. Действие кнопки К20 отменяется через 60 с, если не начато движение или через 600 м, если нет записи от путевого устройства САУТ. При достижении поездом контролируемой скорости 20 км/ч САУТ-ЦМ отключает тягу, и при необходимости снижает скорость служебным торможением до контролируемой. При появлении разрешающего показания система обеспечивает контроль скорости 40 км/ч до конца блок-участка.

Ограничение скорости отменяется повторным нажатием кнопки К20 на пульте управления САУТ.

9. Во всех случаях, за исключением п. 8, при изменении запрещающего показания АЛС, на разрешающее, САУТ-ЦМ автоматически снимает ограничение скорости и переходит к программе, соответствующей этому разрешающему показанию АЛС.

При отсутствии информации о длине блок-участка (отказ напольного генератора) в САУТ-ЦМ предусмотрены следующие действия:

При изменении огня АЛС:

- с зеленого «З» на желтое «Ж» программная (допустимая) скорость Vпр снижается с начального значения Vо до конечного значения Vк.

Vо – программная скорость в момент смены сигнала;

Vк= V кж, где Vкж= 60 км/ч.

- с белого «Б» на желтое «Ж» программная (допустимая) скорость Vпр снижается с начального значения до Vо до конечного значения Vк.

Vо – программная скорость в момент смены сигнала;

Vк= V кж, где Vкж= 60 км/ч.

- с желтого «Ж» на желтое с красным «КЖ» программная скорость Vпр снижается с Vо до Vк, где Vк =0.

Vо – фактическая скорость движения в момент смены сигнала – Vф, если:

Vф>Vкж или Vо=Vкж, если Vф<Vкж.

- с белого «Б» на желтое с красным «КЖ» программная скорость Vпр с Vо до Vк, где Vк=0.

Vо=Vф, если Vф>50 км/ч;

Vо=50 км/ч, если Vф

- с желтого с красным «КЖ» на красное «К» программная скорость Vпр с Vо до Vк, где Vк=0.

Vо=Vф, если Vф>20 км/ч;

Vо=20 км/ч, если Vф

- с зеленого «З» на белое «Б» программная скорость Vпр снижается с Vо до Vк.

Vо – программная скорость в момент смены сигнала;

Vк – 50 км/ч.

После включения САУТ-ЦМ при запрещающем показании (КЖ, Б) локомотивного светофора при нулевой скорости не осуществляется торможение. Торможение осуществляется при попытке начать движение без нажатия кнопок на ПУ.

10. Нажатие кнопки ОТПР приводит к заданию Vпр=50 км/ч. Действие кнопки ОТПР отменяется через 60 с, если не начато движение. После начала движения действие кнопки ОТПР отменяется при смене показания ЛС или при записи информации от путевого устройства САУТ-ЦМ. Кроме того, действие кнопки ОТПР отменяется через 600 м, если не произошла запись информации от путевого устройства САУТ-ЦМ. В этом случае для продолжения движения необходимо повторное нажатие кнопки ОТПР. Зона действия кнопки ОТПР выводится на прибор «S» ПМ?S=600 м.

11. САУТ-ЦМ обеспечивает контроль самопроизвольного движения поезда. При любом показании локомотивного светофора и несанкционированном движении поезда, на расстоянии более 3 м система выдаёт речевое сообщение: "Внимание! Начало движения". Без подтверждения бдительности машинистом, система через 10 сек обеспечивает автоматическое служебное торможение.

12. САУТ-ЦМ осуществляет контроль и регулирование скорости поезда при движении по участкам пути с постоянными ограничениями скорости. Отмену действия ограничения скорости необходимо производить нажатием кнопки ОС на пульте управления САУТ после его выполнения.

13. САУТ-ЦМ обеспечивает регистрацию на ленте локомотивного скоростемера включенного состояния локомотивной аппаратуры САУТ-ЦМ и регистрацию исправной работы путевых устройств на каждом перегоне и станции, а также нажатие кнопок на ПУ-САУТ, приводящие к изменению программной скорости. Нажатие кнопки ОС не регистрируется.

При кратковременном выключении САУТ-ЦМ в пути следования на скоростемерной ленте фиксируется выключение состояние на отрезке пути не менее 200 м. Нажатие кнопки К20 регистрируется только при «КЖ» и «К» показаниях ЛС, нажатие кнопки ОТПР фиксируется только при «Б» показании ЛС. Полная регистрация функционирования САУТ-ЦМ и действий машиниста осуществляется встроенным регистратором параметров САУТ (РПС).

14. САУТ-ЦМ обеспечивает непрерывный контроль исправной работы и в случае появления отказа осуществляет экстренное торможение поезда через клапан ЭПК. Система позволяет машинисту отменить экстренное торможение поезда отключением отказавшей системы.

15. САУТ-ЦМ обеспечивает измерение фактической эффективности тормозных средств в грузовых и пассажирских поездах и формирует программную скорость в зависимости от действительного значения тормозного коэффициента, профиля пути, расстояния до сигнала и показания автоматической локомотивной сигнализации.

16. САУТ-ЦМ передает информацию машинисту:

- о фактической и программной скорости в каждой точке пути;

- о длине блок-участка или маршрута приема поезда на станцию в момент проследования путевого светофора, а при дальнейшем движении – о текущем расстоянии до путевого светофора;

- о фактической эффективности тормозных средств поезда.

17. САУТ-ЦМ обеспечивает выдачу машинисту речевых сообщений и дополнительный контроль бдительности, осуществляемый нажатием рукоятки РБ в ответ на отдельные речевые сообщения, начинающиеся словом «ВНИМАНИЕ». Производится периодический контроль бдительности машиниста при движении по «Б» и «К» показаниям ЛС с периодичностью 100 секунд.

18. Отказ одного из 2-х ДПС САУТ-ЦМ в пути следования не требует выключения системы. В этом случае САУТ-ЦМ автоматически переходит к работе с одним ДПС и вводит дополнительный периодический контроль бдительности машиниста при любых показаниях АЛС. Периодический контроль бдительности сигнализирует машинисту об отказе одного из ДПС и необходимости записи в журнал ремонта.

19. САУТ-ЦМ обеспечивает прием информации от унифицированных путевых генераторов (ГПУ-САУТ).

20. САУТ-ЦМ обеспечивает возможность записи в ПЗУ локомотивной аппаратуры базу данных не только перегонов, но и станций с маршрутами приема, задаваемыми унифицированными путевыми генераторами (ГПУ-САУТ).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: