Последствия конфликта в зависимости от его функций

Функции конфликта Направленность и последствия конфликтов
позитивные негативные
Интеграция персонала - снимается напряженности в межличностных и межгрупповых отношениях; - согласовываются индивидуальные и коллективные интересы; - образуются и консолидируются формальные и неформальные группы; - углубление и стабилизация общих интересов - ослабление организованности и единства коллектива; - нарушение баланса интересов индивидуумов и групп; - проявления недобросовестного отношения к делу и стремления к выгоде для себя за счет других; - потворство эгоизму, своеволию, анархии
Активизация социальных связей - взаимодействие сотрудников становится более динамичным и мобильным; - усиливается согласованность в достижении целей; функциональное и социальное партнерство - действия людей, занятых совместным делом согласованы слабо; - заинтересованность в общем успехе снижается; - на пути к сотрудничеству возникают преграды
Сигнализация об очагах социальной напряженности выявляются нерешенные проблемы и недостатки - в условиях и охране труда; - в системе стимулирования работы; - в возможности реализации потребностей, интересов и ценностей коллектива - нарастание неудовлетворенности трудом; - выражение недовольства в резкой форме действиями администрации и против злоупотреблений отдельных должностных лиц
Инновация, содействие творческой инициативе увеличивается - активность и мотивация к работе; - творческий подход в работе и осуществляется поиск оптимальных решений; - стремление к росту квалификации; - создаются дополнительные помехи трудовой и социальной активности; - подавляется деловой настрой, энтузиазм и творческая инициатива; - снижается активность в поиске альтернативных решений
Трансформация (преобразование) деловых отношений - создается здоровый социально-психологический климат; - повышается уважительное отношение к труду и деловой предприимчивости; - увеличивается уровень взаимодоверия - морально-психологическая атмосфера ухудшается; - усложняется процесс восстановления деловых отношений и партнерского сотрудничества
Информация об организации и ее персонале - уровень осведомленности работников о положении дел в организации повышается; - находится общий язык - усиливается враждебное поведение и уклонение от сотрудничества; - появляются преграды в диалоге, обмене мнениями
Профилактика противоборств - регулируются разногласий на взаимной основе; - ослабляются конфронтации в социально-трудовых отношениях - нагнетается напряженность и враждебность; - субъекты общения уклоняются от примирительных процедур

В классификации конфликтов имеются затруднения, связанные с тем, что

- конфликты относятся к категории социальных явлений, границы которых явно не прослеживаются;

- любой конфликт имеет множество сторон, аспектов и возможных граней, что не дает возможности создать единую классификацию и однозначно отличить один тип конфликта от другого;

- сущность конфликта зачастую невозможно определить даже по истечении времени, так как подлинные источники, причины и мотивы участников скрыты;

- субъективность исследователя.

Ниже приведем подходы в классификации конфликтов:

1. По типу причин (противоречий), вызвавших конфликт: внутренние и внешние, антагонистические и неантагонистические, главные и второстепенные, основные и не основные (различие в том, что основные на всем временном промежутке или во всех сферах, а главные на конкретном промежутке или в одной сфере).

2. По сфере проявления: экономические, политические, идеологические, социальные (национальные, этнические, религиозные, межнациональные, организационные (социально трудовые), экологические, демографические, конфликты культуры и духовных ценностей, деловые, эмоциональные (пример столкновение в очереди, в транспорте, когда есть одна заведенная личность)), финансовые, торговые, бытовые, семейные.

3. По степени длительности и напряженности: бурные и быстротекущие, острые длительные, слабовыраженные и вялотекущие, слабовыраженные и быстротекущие.

4. По субъектам конфликтного взаимодействия: внутриличностные, межличностные, конфликты личность группа, межгрупповые (от микрогруппы до межнациональных взаимодействий).

5. По социальным последствиям: конструктивные, деструктивные.

6. По объекту конфликта: реалистичные (предметные), нереалистичные (беспредметные).

7. По рангам участников: горизонтальные, вертикальные, диагональные (отношения косвенная подчиненность), смешанные.

8. По количеству и характеру факторов: однофакторные, многофакторные и кумулятивные (много факторов, усиливающих друг друга); конфликты амбиций; конфликты достижения наименьшего зла.

9. По характеру протекания: канализируемые (предполагающие ограниченную сферу соперничества) и эскалирующие (расширяющаяся сфера взаимодействия).

10. По временным параметрам: единичные, периодические, частые или скоротечные, длительные, затяжные.

11. По форме проявления (степень выраженности): открытые, скрытые, потенциальные.

12. По способу разрешения: компромиссные, антагонистические.

13. По масштабам проявления: локальные, общие.

14. По началу конфликта: спонтанные, инициированные, спровоцированные.

15. По характеру причин: объективные, субъективные.

16. По последствиям конфликта: непосредственные (касающиеся только участников) и опосредованные (касающиеся иных членов общества), целесообразные и нецелесообразные в зависимости от достигнутых целей.

17. По психической форме проявления: эмоциональные, рациональные, иррациональные (сверхразумные).

18. По форме борьбы: мирная и немирная.

19. По нормативной регуляция: институционализированные (дуэль), неинституционализированные (ссора в метро).

20. По потребности субъектов взаимодействия: ресурсные (материальные потребности), статусно ролевые (социальные потребности), конфликты ценностей, норм, принципов (духовные потребности).

21. Особые конфликты: пустые (ложные) у которых нет предмета (просто из-за плохого самочувствия или непонимания ситуации) и смещенные в которых разными сторонами дается разная интерпретация сути конфликта (для одной стороны профессиональный, для другой административный конфликт).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: